Сергею Бызгу - 55!
Накануне своего юбилея блистательный Сергей Бызгу выпустил сразу несколько премьер и в качестве актера, и в качестве режиссера. В Театре им.В.Ф.Комиссаржевской он сыграл Пшоньяка в постановке А.Баргмана «Трепет моего сердца» по пьесе израильского драматурга Х.Левина. Актер сыграл «маленького человека» Пшоньяка – бесконечно терпеливого, любящего, прощающего и… несчастного.
В прошлом месяце Сергей Бызгу в качестве режиссера выпустил спектакль «AMOREnaMORE» с театром «Семьянюки». Это уже не первая его режиссерская работа в этом театре. В декабре планируются премьера студенческого спектакля его мастерской в Учебном театре «Буэндиа. История одного рода» и «Тартюф».
Сегодня Сергей Дмитриевич Бызгу – Мастер актерского курса в РГИСИ, руководитель самой известной в северной столице детской театральной студии «Театр-класс», заслуженный артист России, актер Театра им.В.Ф.Комиссаржевской, артист и режиссер нашумевших петербургских спектаклей. А также – многократный лауреат и номинант премии «Золотой софит», лауреат Приза зрительских симпатий в номинации «Лучший актер года», Лауреат Независимой актерской премии имени Владислава Стржельчика, Лауреат фестиваля памяти Достоевского, обладатель Диплома фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям», лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро», лауреат премии фестиваля «Балтийский дом», любимец детей, их родителей и всех петербургских зрителей.
Его универсальная – шекспировская – природа раскрывается в самых неожиданных ракурсах. Комедиант, шут, скоморох, импровизатор популярен и востребован, а потому играет в разных театрах, почти всегда становясь камертоном спектакля, его оселком. Сергей Бызгу – интеллигентный, ироничный, блистательный исполнитель разноплановых ролей – от хитрого Скапена, авантюрного Хлестакова до трагичного Мышкина. Сергея Бызгу нередко называют «российским Чаплиным».
Выпускник И.Горбачева Сергей Бызгу, успевший к тому времени сыграть «Митрофанушку» в «Недоросле» (Александринский театр) и поставить студенческий спектакль «Нахлебники», казалось, был рожден из всего комического: маленький, пластичный и нелепый одновременно. По словам критика И.Катаевой, уже в первой своей крупной роли Митрофанушки Бызгу был «той самой кошкой, которую невозможно переиграть».
Известность пришла к нему очень рано, когда ученик Г.Товстоногова Виктор Крамер создал театр «Фарсы», объехавший со своими спектаклями весь мир. Сегодня этого театра уже не существует, но названия «Шесть персонажей в ожидании ветра», «Вохляки из Голоплеков», «Село Степанчикова и его обитателей» у всех на слуху... Они вошли в анналы истории отечественного искусства. В послужном списке артиста – спектакли Академического театра им. Пушкина (Александринский), театра на Литейном, Молодежного театра на Фонтанке, «Русской антрепризы» им.А.Миронова, «Белого театра», «Балтийского дома», ФМД-театра, «Комедиантов», Большого театра кукол, ТЮЗа им.Брянцева и пр.
С 2005 года актер поступил на сцену Театра им. В.Ф. Комиссаржевской. Здесь его послужной список оказался небольшим, но любая роль заставляет «трепетать» сердце всех петербургских театралов, потому что каждый раз – это удивление, восторг и нежность. В стенах Театра им.В.Ф.Комиссаржевской он сыграл 8 ролей: Коляя Коляича в спектакле «Татарин маленький» А.Полякова, Питера Пня в «Сне в летнюю ночь» У.Шекспира, Октавио в Мыльных ангелах» Э.Кинтеро, Валена в «Сиротливом Западе» М.Махдонаха, Мокина в володинском «Графомане», дворецкого Патрика в «Доме, который построил Свифт» Г.Горина, Фаррускада в «Женщине-змее» К.Гоцци, Пшоньяка в «Трепете моего сердца» Х.Левина.
В спектакле «Мыльные ангелы» Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Сергей Бызгу – бывший клоун в цирке, глотающий шпаги и балансирующий на канате. Их трагикомический дуэт с Маргаритой Бычковой – настоящее театральное пиршество, достойное пера историков театра. Это искрометное партнерство, начавшееся еще в шекспировском «Сне в летнюю ночь» в постановке А.Морфова, продолжается до сих пор: в спектакле «Трепет моего сердца» его партнершей вновь стала Маргарита Бычкова.
Герои С.Бызгу не могут быть злодеями по определению. Однако в его творчестве был спектакль «Сиротливый Запад» (реж. В.Крамер, Театр им.В.Ф.Комисаржевской), где дуэт А.Баргман-С.Бызгу представлял братьев – «отморозков». Мучительно, с огромным трудом братья учились любви, обретая друг друга и веру в человеческое…
Роль скромного инженера Мокина в спектакле «Графоман» театра им.В.Ф.Комиссаржевской – смелая и удачная попытка обнажить настоящее лицо артиста Сергея Бызгу, смыв клоунский грим с «чаплинского бродяги» и поставив его прямо перед зрителем…
«Сергей Бызгу замечательно играет такого человека. Он прямо–таки создан для этого Мокина – у него самая обыкновенная, нисколечко не героическая внешность, но притом Бызгу – необыкновенный артист. И он необыкновенно передает, как может творческое одушевление преображать заурядную материальную оболочку: «О сердце, полное тревоги, /О, как ты бьешься на пороге /Как бы двойного бытия!..» (Тютчев). Стихи рождаются, подступают к горлу, становятся естественной речью – он начинает ими органично разговаривать…» (Д.Циликин. Деловой Петербург)
«Хотите верьте, хотите нет, но сидящий на скамейке Бызгу вдруг становится даже похож на Володина. Поначалу он грустен и печален, непривычно для Бызгу спокоен и немолод. «Все уехали в гости, дружно сидят в гостях…» А дальше, выпив, его Мокин мечется и мучится открыто, нелепо, беззастенчиво, прося поддержки у зала, обращаясь к нему. Сергей Бызгу здесь – подлинный проводник внутреннего горячечного володинского ритма, ритма его стихов, которые во многом составляют текст роли. Трагикомическая актерская природа Сергея Быгзу такова, что даже пафос (а был, был у Володина пафос!) выходит у него мучительно-подлинным.» (Е.Гриневецкий. Петербургский театральный журнал).
О Сергее Бызгу можно писать много и долго. Он «рассыпан» праздничным фейерверком по всему Петербургу. Он – любимец театральных критиков, зрителей, детей и студентов. Как говорит худрук Театра им.В.Ф.Комиссаржевской Виктор Новиков: «Серёжа Бызгу по натуре – клоун. А у клоунов особые отношения с людьми…».