Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина.
Премьера.
Спектакль Анатолия Праудина «Семья» (по мотивам «Крейцеровой сонаты» Льва Толстого) будет второй частью трилогии, посвященной основным этапам человеческой жизни. Первая часть – «Школа» - спектакль, парадоксально вскрывающий проблемы нашего века, построен на актерских этюдах, а значит, на живом материале современности. Их играют представители разных поколений, но, похоже, тревожит их одно и то же.
Школа – это детство и отрочество, с вопросами важными и не всегда детскими. Их отголоски в «Семье» прорастают проблемами уже пугающими всерьез.
Муж убил жену. Почему? Этим вопросом задавался Лев Толстой, приводя устами своего героя Позднышева весьма спорные аргументы. С той же актуальностью звучит он и сейчас. Криминальная драма из жизни респектабельного общества повторяется и в наши дни. Психологическое расследование Анатолия Праудина и его труппы основано на реальных фактах и актерских этюдах пусть и вымышленных, но правдивых, лирических и исповедальных. А потому тема из колонки криминальной хроники приобретает философские масштабы.
Над спектаклем работали: Режиссер – Анатолий Праудин. Драматург – Юрий Урюпинский. Сценография и костюмы – Ксения Бурланкова. Музыкальное оформление – Ирина Пеева. Художник по свету – Нина Силенко. Анимация – Кирилл Аграновский.
Спектакль идет без антракта.
Детская комната:
С 15 сентября 2012 г. в Театре-фестивале «Балтийский дом» начинает свою работу детская игровая комната, где дети в возрасте от 3 до 12 лет могут провести вечер с пользой, дав возможность своим родителям посмотреть спектакль.
Детская комната будет работать в пятницу, субботу, воскресенье и в дни официальных государственных праздников и выходных, выпадающих на будни, с 18.30 до окончания спектакля.
Театральная детская комната отличается от тех, которые уже существуют в ресторанах и торговых центрах. Здесь нет турников и спортивных лестниц. Зато есть маленькая и настоящая сцена и плазменный экран. Здесь можно посмотреть мультики, научиться мастерить театральный реквизит и самому придумать маленький спектакль. А в «антракте» устроить веселое чаепитие.
С детьми работают студенты старших курсов Российского Государственного Педагогического Университета им. А.И.Герцена, имеющие опыт работы в летних лагерях и детских студиях.
Данное посещение не потребует от родителей дополнительных к театральному билету затрат.
актуальная тема, интересная сценография ,интересное решение костюмов ,хорошее актерское исполнение
Все мы боремся с чем-то вместо того, чтобы вести борьбу с собой, потому что наш злейший враг – это мы сами. Меня постоянно мучает вопрос, смогу ли я победить самого себя?..
А. А.Тарковский
Тема взаимоотношений мужчины и женщины, или так называемый «половой вопрос», не перестаёт волновать писателей, драматургов, режиссёров. Вновь и вновь обращаются они к нему, и, судя по спектаклю Анатолия Праудина «Семья», поставленному по мотивам повести Л.Н.Толстого «Крейцерова соната», который я посмотрела на днях, ничего не меняется: острота и злободневность сохраняются столетие за столетием, обрастая лишь новыми подробностями и героями.
Каждый из нас рано или поздно сталкивается с данным вопросом – так и задумана жизнь, что ответ на него вынужден искать и находить каждый. Для кого-то поиск решения становится просто ступенью на Пути взросления, но встречаются люди, которые словно застревают на каком-то этапе и всё отведённое время проводят, бегая по кругу как белка в колесе, постепенно превращаясь в одержимых. Нерешённый своевременно вопрос растёт точно снежный ком и в один прекрасный момент давит своего создателя. Герой повести и спектакля проявляет все признаки подобной одержимости, что прекрасно подтверждает вложенная в его уста история собственной жизни. Переданная довольно схематично, она тем не менее звучит весьма убедительно. Сам характер пунктира, расстановка акцентов наглядно указывают нам на прямую зацикленность героя на «половом вопросе» и на невозможность вырваться из замкнутого круга простым и естественным путём.
Спектакль построен так, что герой, назовём его условно «грешник», рассказывает свою историю не только зрителю, но и «моралисту», который основывает свои рассуждения на христианской морали, и современному «психологу». Он выносит её на всеобщее обозрение, совершенно искренне не понимая, что ему делать, но ни мораль (какой бы религии она ни принадлежала), ни психология не имеют возможности разрешить внутреннее противоречие героя. «Моралист» способен оправдать существующее положение дел, возложив всю меру ответственности на Еву, совратившую несчастного Адама, советуя «есть меньше мяса и трудиться в поте лица», дабы не оставалось времени и сил на размышление, «психолог» может дать рекомендации наподобие «давайте жить дружно и уважать личности друг друга, подбирая за собой окурки», но все эти рекомендации и советы «грешника» не удовлетворяют, по существу его проблемы не решают, звуча слишком абстрактно, в то время как проблема у него конкретная, животрепещущая: отношения с женщиной, а точнее с женским миром, с которым наш «грешник» вынужден соприкасаться, которого никак не понимает, а оттого ненавидит.
В итоге общество, в массе своей как раз и состоящее из психологов и моралистов, только и может что оправдать на суде несчастного, поскольку по сути «большинство так живёт», балансируя на грани, которую переступает герой, окончательно теряя ориентиры. Общество для спокойствия души просто навешивает ему ярлык сумасшедшего, ибо что взять с сумасшедшего?!.. Кажется, некогда и самого Толстого объявляли сумасшедшим.
Поскольку спектакль старается поместить повесть Толстого в условия нашего времени, в нём отведена достаточно большая роль «психологу», как неизменному элементу современной жизни. «Психолог» – самостоятельно действующий персонаж, который с высоты сегодняшнего дня ведёт диалог с героями конца ХIХ века, в том числе вступает даже в своеобразную небольшую полемику и с автором «Крейцеровой сонаты», вставая на защиту ни в чём неповинного музыкального произведения Бетховена, сыгравшего роковую роль в повести, рассуждая об «эгоизме» и «жизни не для себя, а для другого». Но в сущности им произносятся избитые, заезженные мысли, пусть и не лишённые смысла и, наверное, имеющие возможность предупредить внутрисемейный конфликт, не зашедший столь глубоко, как в случае нашего «грешника», поэтому они тонут в грязном омуте превалирующих в спектакле чувств и идей и звучат вяло и неубедительно, как, впрочем, и вся современная психология, неоправданно возомнившая себя знатоком человеческих душ, а на деле превращающая человека в ещё более несчастное и запутавшееся в себе существо. И посему некий общий провозглашённый вопрос: «Как жить в этом мире?» - так и остаётся открытым.
Смею утверждать, что Главный герой спектакля – это непонимание, тупое, холодное, эгоистичное. Непонимание, которое является основной проблемой, существующей между двумя мирами, мужским и женским. Непонимание, которое в полной мере не осознаётся и живёт в нежелании себя преодолевать. Непонимание, которое порождает неудовлетворённость, страх и ненависть, в итоге имеющую опасность перерасти в крайнюю свою составляющую – убийство. Действительно, проходят столетия, но и в наше время, когда вроде бы на поверхности развита цивилизация, внутри человека жива всё та же архаика: мужчина и женщина в большинстве своём продолжают общение слепого с глухим. Современный мир старается смотреть по-новому на эти взаимоотношения: устои традиционной семьи усиленно размываются, внедряется в сознание «свободная» любовь и пр., но проблема остаётся – современный мир лишь умело маскирует её, предлагая варианты возможного бегства. Модное нынче провозглашение непременным условием счастья получение бесконечного наслаждения, когда «надо брать от жизни всё», делает человека его рабом, а счастья как не было, так и нет. Наш «грешник» тоже мыслит жизнь как получение удовольствия, женщину видит как предмет для получения удовольствия и даже совершенное убийство не позволяет ему осознать убогость и приземлённость собственного мировосприятия, понять, что у жизни есть другие цели и смыслы. Герой остаётся прежним, всё тем же слепым, безвольным, полным самооправдания, перекладывающим и вину за случившееся на плечи своей Евы, как некогда «моралист». В этом его главная личностная трагедия, трагедия так и неповзрослевшего мужчины.
Спектакль авангардный. Яркий, броский, грамотный. Заданный стиль выдержан предельно точно. Интересно оформленный в чёрных и красных тонах. Единственное, что мешает, – это голые женщины. Современный мир предлагает нам такое изобилие голых (не обнажённых) женщин, что их присутствие вызывает уже обратную реакцию. На мой взгляд, спектакль ничуть не потерял бы, если бы эти сцены из него ушли…
В памяти остались многие сцены из спектакля и нарисованные им образы. Превосходен Александр Кабанов в роли Василия Позднышева. Перед нами он появляется в образе эдакого стареющего хиппи, что само за себя говорит о многом. Вот он начинает свой рассказ, и при всём рождающемся внутри отвращении, ему веришь, а в итоге даже испытываешь нечто наподобие сочувствия: ты понимаешь, что перед тобой очень несчастный человек, пребывающий в плену своих иллюзий, ты понимаешь, что это не злостный патологический убийца, а обычный человек, доведённый до отчаяния. Думаю, актёру прекрасно удалось сыграть свою роль, передать суть. Выстроенная пирамида, когда в её главе стоит Позднышев, а в основании – остальные герои, каждый из которых ведёт свой с ним диалог, прекрасно помогает раскрыть всю мощь назревшей и прорвавшейся наружу внутренней драмы. Думаю, с поставленной задачей все справились очень хорошо.
Размышляя о том, хорош тот или иной спектакль или нет, всегда использую критерий: наводит ли он после себя на размышления или оставляет равнодушным. Про данный спектакль можно с уверенностью сказать: наводит.
Вчера была на спектакле Экспериментальной студии А.Праудина "Семья". По мотивам "Крейцеровой сонаты" Толстого. Мотивов я боюсь (наверное, не только я), а рассказ подзабыла. Нет, фабулу помнила и кое-что из "идеи", прочитанной в учебнике, - тоже. Вошла в зал - а там уже! Четыре тетки. У каждой бланш под глазом. Мужик с кинжальчиком нулевого размера, не то любовник, не то кот, играющий с фантиком на веревочке и трудолюбивый землепашец. И они вроде уже в роль вошли, а мы еще только в зал входим. Потом к нам вышел Лев Толстой - бюст на ногах и объяснил, что сейчас станет понятно то, о чем он написал.
Праудин, конечно, написал еще ко Льву Толстому. Осовременил, но не опошлил. Показал, так сказать, в проспекции и ретроспекции, что же такое семья и почему бывает печальный конец. Думаю, что хотели все-таки показать вину обеих сторон, но у меня почему-то все время выпячивалось (это Толстой выпячивался), что мужики - все козлы одинаковые (у них только зарплаты разные). Тетки, разумеется, тоже еще те! Ведь не случайно Лев обратился к этой теме. Видно, замучила его своими сексуальными домогательствами Софья Андреевна. И если б она не беременела по три раза в год, тоже, наверное, убил бы.
В спектакле сделан акцент и на участи детей, которые унаследуют родительские черты и родительскую манеру поведения. Режиссерски спектакль сделан, на мой взгляд, замечательно. Два часа без антракта летят незаметно. А уж когда в глубине сцены жарят на какой-то плитке настоящий ростбиф, от запаха текут слюнки.
Кто же меня еще вдохновит? Кто-кто? Саня Плаксин! Конечно выдернул из обыденности на спектакль - "Семьей" называется, в Балтийском Доме идет. Сто лет пера в руки не брала, стизи редко пишу, а тут раз и сочинилось по дороге домой... Шла пешком через Неву, а у Летнего Сада записала таки... Благодарю за вдохновение, ребята! Жаль, зритель необразованный стал... жмет плечами... а там чеховская ирония, хотя автор Толстой.... вот, ведь как! И тема - такая важная - УТЕРЯННЫЙ СТЫД... ХОРОШО. НУЖНО. ВАЖНО.
Я очень люблю спектакли, поставленные по классическим произведениям.
Я очень люблю спектакли , поставленные по знаменитым хорошим классическим произведениям. И мне весьма редко удавалось видеть постановки, которые бы в полной мере соответствовали не просто сюжетной линии произведения, но и его замыслу.
А уж когда в названии спектакля значится « по мотивам», мне эти « мотивы» всегда не нравятся уже заблаговременно.
И когда я увидела на сцене четырех женщин э….не очень свежего вида( и каждая была с фингалом под глазом), да в придачу еще и много черного полиэтилена, мне стало дурно. Еще до начала спектакля.
Кажется, уже все ясно, к чему я клоню: поругание классики, пошлое и глупое осовременивание исходного литературного материала, граф Толстой с его сочинением - это так, для « прикрытия», в на деле – вертеп вроде Зальцбургского « Евгения Онегина».
А вот и не угадали совсем ничего!
Да, режиссер замахнулся на вещь отчаянную и очень смелую ( когда уж точно « пан или пропал») : совместить в рамках одного спектакля, идущего без антракта, глубочайшее и трагическое произведение Толстого ( в полном объеме, заметьте, и с авторским текстом ) со сценами из современной жизни. И при этом не повествовать их параллельно, не искать в них некую общность, не совершать неуклюжих попыток доказать миру, что со времен не только графа Толстого, но и царя Гороха мало что меняется, кроме дат в отрывном или уже электронном календаре.
Удалось ли это режиссеру? О да, несомненно. ( И лучшее тому подтверждение - тишина по окончании и совершенно особый звук аплодисментов, когда потрясенный зритель еще не может вернуться в реальность).
Что же получилось?
Жестокая, кошмарная, неприглядная, бьющая наотмашь правда. Безо всяких там эвфемизмов, элегантных формулировок, попыток сглаживать углы молчанием.
Жуткая, черная, кромешная правда, ужасающая не на один день уродством своей неприкрытой наготы. Ежедневные сцены из жизни, называемой « Семья». Сцены, длящиеся отнюдь не два часа, как в театре. Длящиеся годами и десятилетиями. Разборки, брань, бытовые конфликты, горечь непонимания, взаимные упреки , перебранки, тяготы воспитания детей, пресловутый быт, ненависть, доходящая до исступления, любовники и, наконец, убийство – не из ревности, а из ненависти – вот она. Семья. Среднестатистическая. Любая, которых тысячи и десятки тысяч по земному шару – та семья, где изначально не было любви. Не было никакой любви и никакого желания эту семью , как принято говорить, « строить». Тщательно возделывая это поле ежедневным кропотливым обоюдным трудом. Где изначально не было уважения, доверия, терпения, общего мировоззрения.
Те семьи, где официальный союз двух людей заключен ввиду любых обстоятельств, и все мы их знаем: подошел возраст, хватит уже выбирать, все давно замужем ( женаты), родственники допекают вопросами. Или – для нашего времени – заявление женщины о ребенке, которого « пора» производить на свет, и она полагает, что этим заведомо обреченным человечком она привяжет к себе мужчину или –того хуже- принудит его именоваться отцом.
Сцены эти в спектакле показаны беспощадно: и изматывающий быт, в котором партнеры изначально не союзники, но враги; и истеричное ращение детей одной матерью, когда отец семейства на первой же неделе детского плача самоустраняется от хлопот и обязательств; и непрестанное желание досадить другому, уколоть его побольнее. Все это , безусловно, - при полном отсутствии готовности хотя бы к минимальному диалогу, желания искать и видеть компромиссы, при абсолютной неприспособленности уступать партнеру, радовать его, хотеть видеть его счастливым. Да и откуда взяться такому желанию там, где изначально не было Любви….
Кто –то из знаменитых сказал некогда, что делать женщине предложение имеет смысл лишь тогда, когда ты видишь ее матерью твоих будущих желанных детей. А женщине стоит принимать это предложение лишь в том случае, когда только этого мужчину она видит отцом детей и Другом.
Именно другом. Не спонсором, не биологическим материалом для деторождения, не объектом для решения своих проблем - а отцом желанных детей и другом.
Режиссер- « Пан». Нет сомнения. Замысел удался на все сто.
И – напоследок – могу ли я рекомендовать спектакль?
Однозначно.
А еще- если вы часто ищете, на что бы пожаловаться и все рыщете, где бы поныть, - так, по привычке, - будучи при этом в совершенном и абсолютно счастливом браке,
тогда посмотрите на ЭТО в течение двух часов.
Выходить вы будете в оцепенении и с тошнотой.
Вспомните,выходя, о том , что ТАК живет две трети семей. И в вашем окружении тоже.
И бегите домой. Резво бегите. Борщ варить – радостно! Полы мыть – радостно! Уроки с детьми делать – радостно! Огурцы солить – радостно! И печь пироги Любимому. Единственному. Родному. Тому, кто так много лет назад хотел видеть вас матерью его детей. И кто до сих пор счастлив видеть вас в этой роли.
Как все-таки прекрасно, что есть ТЕАТР!
Это было потрясающе! Наконец-то я поняла суть этой Крейцеровой сонаты!!!!Всегда казалось мне тягомотиной - и в чтении, и в недосмотренном ни разу старом фильме, не могла одолеть и въехать. А тут ... Гениально разложили! О, как придумано и сыграно!!!!