Концерт «#небарокко» Камерный оркестр «Дивертисмент»
6 +

Концерт «#небарокко» Камерный оркестр «Дивертисмент»

Продолжительность
1 ч 20 мин
Описание

Чтобы осмыслить название концерта с участием камерного оркестра «Дивертисмент», проходящего под хештегом «Небарокко», для начала следует обратиться к слову «барокко».

Название нового стиля в искусстве, который господствовал в Европе после завершения эпохи Возрождения, пришло из португальского языка: жемчужины неправильной формы моряки окрестили словосочетанием perola barrocc. И если в XVI веке слово «барокко» означало нечто странное и сумасбродное, то уже в следующем столетии отношение к нему заметно изменилось и воспринималось как синоним всего помпезного и вычурного.

Однако не стоит порицать барокко. Вчитаемся в цитату американского литературоведа Гилберта Хайетта, который, кажется, нашел нужные слова для постижения природы этого стиля: «Обычная жемчужина представляет собой идеальную сферу, необычная — сферу, в каких-то местах вытянутую и раздутую, кое-где на грани разрыва, но не распавшуюся на фрагменты. Потому „барокко” значит „красота, но почти покинувшая пределы контроля”».

Безусловно, барокко обладало своим идеалом красоты, отличавшимся от образцов предшествующего Ренессанса. Идеи о несовершенстве мира и человека побудили искать ответы в религиозных сюжетах, которые нашли отражение в произведениях искусства; поиск смысла бытия приводил к эмоциональному напряжению и преувеличенному выражению чувств; роскошь и пышность как будто заслоняли от реалий времени, а контрасты (противопоставление света и тени в живописи или сольного и оркестрового звучания в музыке) демонстрировали стремление обрести внутренние ориентиры.

В программе вечера сочинения в стиле барокко звучать не будут, но жанры и названия представленных произведений современных авторов апеллируют к художественному направлению, наследие которого каждое поколение воспринимает по-своему, неизменно находя в нем глубинные смыслы и постигая его красоту. 

Произведение известного петербургского композитора Григория Корчмара — Четыре сонета для высокого голоса и струнных на тексты Антонио Вивальди — побуждает вспомнить не только одного из крупнейших творцов барокко, но и его бессмертные концерты, получившие спустя время общее название «Времена года». Каждый концерт цикла предвосхищает сонет. Кто является их автором до сих пор остается загадкой, но некоторые исследователи полагают, что в роли поэта выступил сам Вивальди.

Корчмар, несомненно, вступил в творческий диалог со своим далеким предшественником, что совсем не редкость в искусстве. Однако подобная интеллектуальная игра зачастую не только позволяет познакомиться с новым опусом, ориентируясь на «первоисточник», но и открыть невидимые прежде горизонты в произведении, которое по праву считается хрестоматийным.

Сочинения Светланы Лавровой довольно регулярно звучат в Санкт-Петербурге, а также в других городах России и зарубежья в рамках фестивалей современной музыки или в отдельных концертных программах. Приверженец философских концепций в сочетании с новейшими технологиями, Лаврова не является поклонницей провокаторства и эпигонства.

Заглавие произведения «Теории аффектов» словно эхо из барочного прошлого. Музыкально-эстетическая концепция (теория аффектов), берущая истоки еще в Античности, в сочинениях стиля барокко и в философии того времени достигает своей вершины.

Под аффектом понимали определенное состояние человека, а музыка была призвана выразить его, используя для каждого похожего случая тот или иной набор музыкальных компонентов (темп, ритм, тембр и многое другое). Слушатель XVII века даже в музыкальных творениях без слов понял бы, какие конкретно эмоции в них преобладают (музыкальная речь была тождественна универсальному музыкальному языку), что подчас является непростой задачей для современного посетителя барочного концерта. Однако «Теории аффектов» Лавровой не ждут от петербургской публики чтения трактатов по данной тематике, но предполагают вдумчивый процесс осмысления звукового текста.

Композитор и исполнитель Руст Позюмский обучался игре на исторических инструментах и изучал музыкальные традиции барокко. Воплощение этих знаний, а также внутренний отклик на музыку «давно минувших дней» во многом нашли отражение в его Танцевальной сюите.

Словно нанизанные на нить бусины, части сюиты (одного из самых распространенных жанров того времени) абсолютно самодостаточны и индивидуальны, но все вместе они создают единый узор, сотканный из тончайших взаимосвязей, скрытых смыслов и интонационных перекликаний. Совсем как программа #Небарокко, идея и музыкальное наполнение которой уходят в глубь времени пышной красоты, запечатлевшей в многообразных произведениях искусства гармонию и безумство этого мира.

ПРОГРАММА:
Корчмар. Четыре сонета для голоса и струнных на тексты А.Вивальди
Лаврова. «Теории аффектов»
Позюмский. Танцевальная сюита

Камерный оркестр «Дивертисмент»
художественный руководитель – заслуженный артист России Илья Иофф

Продолжительность – 1 час 20 минут без антракта

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Октябрь (1 мероприятие )
18
Октября
Сегодня
19:00
в наличии менее 100 билетов
Купить билет
билеты по 600 - 1000
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург