М. Горький
На дне
Картины. Четыре акта
Премьера спектакля состоялась 5 марта 2005 года
Большинство обитателей горьковской ночлежки живут в полуподвале добровольно, не страдая и не мучаясь своим положением. Они отказываются от социума, в котором находились раньше. Князь, барон и карточный шулер, актер, вор и околоточный. Здесь, «на дне», они свободны и принимают себя такими, какие они есть, не меняясь и не стремясь к переменам. Но «старец лукавый» Лука, нарушает обыденность их существования. Лука, с его «верою в просветление общества через просветление личности», своим живым чувством любви и жалости к людям будоражит обитателей ночлежки. «Утешительная ложь о существующем где-то царстве добра» пробуждает в людях способность к мечте, стремление к лучшему.
Постановка Натальи Никитиной
Сценография и костюмы Марии Смирновой-Несвицкой
Свет Дмитрия Данилюка
Музыкальное оформление Артема Кожевникова и Николая Лосева
Песня "Склоняется солнце за степью" в аранжировке Николая Морозова
Спектакль идет с двумя антрактами.
Потрясающая игра актеров, близость сцены и зала создает полное впечатление, что зрители находятся в ночлежке вместе с героями. Светлая и одухотворенная энергия передается зрителям. Необыкновенно потрясают воплощения на сцене Луки и Сатина, их монологи звучат как настоящие христианские и философские проповеди.
Но ведь это -Театр Дождей! И только здесь спектакль "На дне" может наполнить сердце не только грустью , отчаяньем и болью, но и надеждой! Надеждой на то, что "во что веришь, то и есть".))) И если веришь в праведную землю, в новую жизнь, в то, что люди становятся лучше, то так и будет! Только нельзя лишать человека этой веры! Ведь без неё жизнь становится бессмысленной и невыносимой.
Помню , как в школе нам упорно вдалбливали, что самый положительный герой "На дне" -это Сатин! А Лука - "лукавый старец" - можно сказать вредоносный элемент, и не добро он несет обитателям ночлежки, а самое что ни на есть зло! "Поманил куда-то, а дорогу не указал". И что Актер повесился из-за него.
Но смотрели мы "На дне", и понимали, что все не так! И рассуждения Сатина не вызывали ничего, кроме неприязни. Пусты были его слова, губили они." Человек - это звучит гордо!" - разглагольствовал Сатин, а в это время за его спиной в двух шагах, сжавшись в комок безысходности и отчаянья находился тот, чье имя должно звучать гордо. Сатин отнял уже у него веру, убил надежду, и тот, Актер, из последних сил цеплялся за жизнь... И все умные, философские рассуждения Сатина разбивались в прах от простых слов Луки - "Жалеть человека надо. Вовремя пожалеть человека хорошо бывает." Но не услышали его. Никто вовремя не пожалел Актера. И он ушел...
Совсем не революционно смотрелась эта знакомая всем пьеса самого пролетарского писателя. И если бы эту постановку увидели вожди мировой революции, думаю, сам Горький был бы обвинен в мелкобуржуазной философии, упадничестве а то и предательстве идеалов пролетарской революции.!
Но в спектакле текст не изменен, слова там те же, что мы знаем ещё со времен школы. Но поняты они по-другому, не с точки зрения идеологии, а с общечеловеческой точки зрения.
И конечно удивил финал! Финал, который не оставляет зрителя во власти чувства отчаяния и тоски, а дарит надежду и свет!
И непреодолимое желание вернуться в эту "праведную землю", в это пристанище для души, в Театр Дождей.