Спектакль далек от школьных штампов и обычных представлений о «На дне». Пьеса Горького, в которой большинству из нас видятся революционность и острая социальность, чернуха и беспросветность, в спектакле НДТ оборачивается историей общечеловеческой, почти философской, исполненной страстным призывом к свободе и свету в широком смысле этих слов. Тьма дна необходима здесь лишь для того, чтобы ярче забрезжило солнце.
Знаменитая горьковская ночлежка лишается привычного смысла, превращаясь в абстрактный помост-плот, диковинный Ноев ковчег, на котором живут и выживают, странствуют, философствуя по пути, «люди и человеки».
Их дом – между небом и дном; их дни – безвременье; их жизнь – испытание, вечный спор с Богом, страдание и вместе с тем – величайшая ценность. Они мечтают о славном городе Иерусалиме, но ближе оказывается «золотой край» – Сибирь. Они ранят и ласкают друг друга, и чем сильнее бьют, тем больше любят. Они размышляют и философствуют, готовые опуститься на самое дно своих душ, чтобы только понять смысл бытия, чтобы только обрести себя. Они ищут света, добра, спасения… Труден их путь, и порой кажущееся благополучие оборачивается лишь иллюзией – fata-morgana. Иллюзии, миражи окружают их, то путая и пугая, а то – обнадеживая и принося зыбкое, но счастье.
«На дне» – это, конечно, о любви, такой, какой ее играют в НДТ – недостижимой и ранящей, спасительной и прекрасной. «На дне» – о жизни, в реальность которой, порой, трудно поверить. «На дне» – о смерти, открывающей дорогу в новое бытие.
Спектакль идет с одним антрактом.
Спектакль-номинант национальной театральной премии «Золотая маска – 2006» (в номинациях: «Лучшая режиссура» и «Лучший спектакль малой формы»).