Знаменитый советский, а затем американский писатель Сергея Довлатов в бытность свою еще начинающим писателем и корреспондентом уже ярко и отчетливо осознавал весь абсурд советского бюрократизма, всю несправедливость режима, и с радостью хватался за любую возможность высмеять если не всю эту опасную махину, то хотя бы ее отдельные недостатки. Рассказы, вошедшие затем в сборник «Компромисс», на поверку оказались не просто рассказами из реальной жизни, а яркими образцами полного отсутствия здравого смысла, замененного тупым поклонением высшим инстанциям, «богам» от партии и непонятным социалистическим идеалам. Поэтому сегодня эти рассказы смело можно считать литературным памятником тем ушедшим годам – перечитывая эти ироничные строки, у многих пропадет желание вернуть «старые добрые времена». И это впечатление еще больше усиливается при просмотре спектакля «Компромисс» в театре «Комедианты»: билеты на такие постановки способны многим раскрыть глаза на то, как все обстояло на самом деле.
Моральное уродство коммунистического строя предстает перед нами «во всей красе», но прячется за, казалось бы, мелкими, незначительными событиями, первая реакция на которые – здоровый смех. Как при просмотре фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход запрещен»: сначала зритель смеется, радуется, забавляется, наблюдая за приключениями находчивых героев и незадачливым директором лагеря. И вдруг после просмотра появляется какое-то странное чувство грусти, обиды, досады, и приходит понимание того, что на самом деле автор и режиссер имели в виду некие глобальные проблемы. Так и со спектаклем «Компромисс» по Довлатову: неповторимый колорит довлатовского стиля не может не вызывать смех, но за ним скрыто нечто очень серьезное, настоящие трагедии и каждого человека в отдельности, и всей нации в целом.
Сегодня, по прошествии четверти века со смерти писателя, мы уже можем смотреть на его эпоху без зашоренности и без страха говорить о перегибах советского режима, смеяться над откровенным идиотизмом и бессмысленностью коммунистического строя. И наверняка труды Довлатова, вся его жизнь и труд сыграли в этом переломе немалую роль. Посмотрев спектакль «Компромисс», в котором заняты прекрасные артисты театра «Комедианты», мы не просто увидим забавные истории из повседневной жизни молодого журналиста и его коллег, а воочию понаблюдаем за высшим пиком той катастрофы, которая поломала немало жизней наших соотечественников за почти 80 лет.
Билеты на спектакль «Компромисс» театра «Комедианты» можно купить не только традиционным способом в театральных кассах, но и в режиме онлайн на нашем сайте.
Что немного смутило: Довлатову чуть за 30, на сцене ему точно за 50.
Это было очень хорошо) Довлатовский текст, совершенно довлатовские персонажи, очень точно и очень аккуратно оживленные целой компанией абсолютно замечательных артистов во главе с чрезвычайно тонким и деликатным режиссером, который не мудрил и не мутил своего, а просто легонько подталкивал все действо в нужное русло. Слабее всех показался любимый Е.Баранов, и то лишь потому, что не всегда "попадал"… Но на фоне абсолютной точности большинства, смотрелся бледновато.
Боюсь пока что-либо говорить «за весь театр», но знакомство с ним очень вдохновило. Приду еще))