Описание
Санкт-Петербургский Государственный Академический Театр Балета Бориса Эйфмана.
Балет Бориса Эйфмана «Роден. Её вечный идол».
Музыка: М.Равель, К.Сен-Санс, Ж.Массне. Декорации: Зиновий Марголин. Костюмы: Ольга Шаишмелашвили. Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман. Спектакль идет под фонограмму.
Новый балет Бориса Эйфмана «Роден. Её вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель.
История их страсти трагична. 15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между художниками разрыв нанес роковой удар по душевному здоровью Камиллы, стал началом ее гибели. Полузабытая, оградившаяся от мира, прозябающая в нищете, Клодель сходит с ума. Болезненная идея о направленном против нее заговоре, главной фигурой в котором Камилле видится Роден, непрестанно терзает ослабленный психическим расстройством рассудок женщины. Целых 30 лет суждено было провести ей в клинике для умалишенных, где Камилла Клодель умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми.
Балет Бориса Эйфмана «Роден. Её вечный идол» - масштабное творческое высказывание на тему трагичности жизненного пути гениев. Используя уникальный пластический язык современного психологического балета, блистательно отточенный хореографом в его предыдущих спектаклях («Онегин», «Чайка», «Анна Каренина», «Русский Гамлет» и др.), Эйфман не просто являет новое осмысление мира человеческих страстей, виртуозно исследованного Роденом и Клодель в их работах, но создает произведение о непостижимой мистерии творческого процесса.
Борис Эйфман: «Жизнь и любовь Родена и Клодель – удивительная история двух художников, в сложном, невероятно драматичном союзе которых все сплелось воедино: страсть, ненависть, творческая ревность. Духовный и энергетический обмен, происходивший между скульпторами, уникален: находясь рядом с Роденом, Камилла не только дарила ему вдохновение, помогала обретать новый стиль и создавать шедевры, но и переживала стремительное взросление собственного таланта, превращалась в великого мастера.
После расставания с Роденом Клодель погружается во мрак безумия. Душу несчастной испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю и возлюбленному, укравшему, как полагала Камилла, ее жизнь и дар. В новом балете отражены тоска Родена по своей музе, муки его совести и порожденный душевным недугом, насыщенный болезненными наваждениями бред Камиллы, вернее – той безумной эринии, в которую превратила ее безжалостная судьба. На языке тела мы говорим в этом спектакле о страсти, внутренней борьбе, отчаянии – обо всех тех явлениях жизни человеческого духа, которые гениально изображены Роденом и Камиллой в бронзе и мраморе. Обратить застывший в камне миг в безудержный, эмоционально насыщенный поток телодвижений – вот к чему стремился я, сочиняя новый балет.
Спектакль «Роден. Её вечный идол» - это размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров. И, конечно же, о тех муках и таинствах творчества, что всегда будут волновать художника».
Спектакль «Роден. Её вечный идол» идет с одним антрактом.
Каждый зритель, независимо от возраста, должен иметь билет.
Премьера балета «Роден. Её вечный идол» состоялась в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра 22 ноября 2011 г. Европейская премьера спектакля с триумфом прошла 24 и 25 мая 2012 г. в Москве на Новой сцене Большого театра в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес». Новый балет Бориса Эйфмана получил высокую оценку театральных критиков. В частности, Павел Ященков («Московский Комсомолец») отмечает: «С режиссерской точки зрения, спектакль получился зрелищным, цельным, отлично выстроенным. Хореография — эффектной и масштабной, виртуозные дуэты отражают психологию и взаимоотношения героев. Откровенная чувственность роденовских работ воплощается на сцене».
Другой известный театральный критик, Мария Кингисепп («Известия»), полагает, что спектакль «Роден. Её вечный идол» не оставит равнодушным никого из зрителей: «Не обязательно даже быть поклонником современной хореографии вообще и театра балета Бориса Эйфмана в частности. Можно просто любить магию танца и театра. Ибо эта премьера сама по себе претендует на звание шедевра. Она завораживает, как редкий экспонат в Эрмитаже или Лувре. Она пластична, как глина, величественна, как бронза, обтекаема, как мрамор, и графична, как экслибрис».
В 2012 г. «Роден. Её вечный идол» уже смогли оценить американские любители искусства танца: 9-11 марта балет был представлен в Нью-Йорке на сцене New York City Center. «Эйфман предлагает зрителю нечто большее, чем просто воспроизведение работы скульптора. «Роден. Её вечный идол» дает возможность увидеть внутренний мир скульптора через его творения, и понять чем приходится жертвовать близким гения», - говорит о спектакле авторитетный портал об искусстве Bachtrack.com. Даррел Вуд, автор издания NYC Dance Stuff, в своем обзоре утверждает: «Борису Эйфману удалось уловить и передать суть этой истории. Я предсказываю балету «Роден. Её вечный идол» великое будущее, мне кажется, что впоследствии этот балет будет считаться одним из лучших балетов 21 века».