Перевод с норвежского Веры Дьяконовой
Премьера – 03 февраля 2016
Почти неизвестный в России, наследник великих скандинавских драматургов Генрика Ибсена и Августа Стриндберга, в родной Норвегии Юн Фоссе давно стал живым классиком и национальной гордостью. Пьеса «Сон об осени» – одно из его важнейших высказываний о Человеке. Встречаются Он и Она, всю жизнь любившие друг друга, но не сумевшие соединиться. Но Она – по-прежнему одна, а у Него за спиной шлейф из жены, детей, родителей. Замкнутый круг, по которому мы все бесконечно бежим в поисках счастья и смысла жизни: кому-то больше везет, и он успевает на миг прикоснуться к заветной мечте, кто-то тянется в хвосте, продолжая бороться прежде всего с самим собой, а некоторые просто идут и идут по кругу по инерции. Но на финише мы все равны в своем одиночестве.
Мировидение норвежского драматурга для Юрия Бутусова оказалось близким, родственным. Практически сверстники (Юн Фоссе старше российского режиссера всего на пару лет), они оба воспринимают человеческую жизнь как ритуальный танец, где тебя ведет мелодия, которую ты не в силах прервать. Оба слышат шепот хаоса за спиной.
Спектакль-стихотворение завораживает ритмом и рифмами, оглушительной свободой актерского существования, строгой авторской мыслью, сжатой пружиной чувств и тайной связью с собственным жизненным опытом
Юрий Бутусов говорит об этой пьесе так: «Это история о "НЕПРИВЫКАНИИ К ЖИЗНИ". Об отсутствии возраста. О смысле человеческой жизни как ожидании чуда... О вечном ожидании красоты... Пьеса об ожидании... СЧАСТЬЯ».
Актерский состав:
О. Муравицкая, Л. Пицхелаури, В. Куликов, И. Шевченко
Режиссёр – Юрий Бутусов
Художник – Александр Шишкин
Композитор – Фаустас Латенас
Художник по свету – Александр Сиваев
Балетмейстер – Николай Реутов
Ведут спектакль – Людмила Басова, Юлия Мищенко, Евгения Петрова, Юлия Смелкина
В спектакле звучит музыка:
David Lynch, Olafur Arnalds, The Tiger Lilies, Arvo Part,
Haushka & Hilary Hahn, Ben Frost,
Czeslaw Niemen, Pulusha, Michael Nyman, Screamin' Jay Hawkins,
Terje Rypdal & David Darling
В спектакле использована танцевальная цитата из фильма "Банда аутсайдеров" (режиссёр Жан-Люк Годар, 1964)
Спектакль участвовал в программах XXVI Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, 2016), фестиваля «Сезон Станиславского. Летний фестиваль губернских театров» (Москва, 2017), Первого российского фестиваля Юна Фоссе (Москва – Санкт-Петербург, 2018).
Спектакль идет без антракта.
Важная информация :
Если разные спектакли ассоциировать с цветом, то этот - черный.... черные одежды, черные шары, свидание на кладбище. Спектакль грустный, сложный, неоднозначный, не для приятного просмотра, заставляет думать, сострадать, переживать. Тема вечная - любовь, жизнь, смерть. отношения между людьми.
Тема любви, жизни и смерти актуальна всегда и не исчерпаема. Черные костюмы, черные шарики на сцене. Встреча двух любящих друг друга людей происходит на кладбище. В спектакле много песка, воды.
Холодная норвежская история, поиск счастья , интересные новаторские решения по расположению сцены, подсветки, музыки и разговоров между действующими лицами. После просмотра осталась лёгкая грусть....мы все ходим как пони по кругу ...в ожидании счастья....
Есть загадка о времени и возрасте человека.
Жизнь непредсказуема и приносит свои коррективы.
Прекрасная игра актеров. Сюжет спектакля я сравнила с историей своей жизни. Осталось неизгладимое впечатление.
Честно говоря, начало было довольно скучным, особенно если учесть тот факт, что я решила почитать саму пьесу перед спектаклем и мне пришлось опять слушать этот диалог. Вообще мне в этой постановке понравилось лишь то как ее обыграл Бутусов, визуальный и музыкальный ряд, игра Лауры Пицхелаури, чей голос для роли старухи более чем уместен. К слову, она прекрасно играла старуху! И движения, и театрально скрюченные руки, и голос. Перевоплощение и молниеносная перестройка из пожилой героини в молодую тоже исполнила безупречно.
Больше всего понравился момент семейного застолья, очень экспрессивно вышло, а еще "борьба" с песком Сергея Волкова и его же мастерское хождение и бег по сцене на ходулях, да да, на ходулях! Кстати, Волков шикарно сыграл Бертольта Брехта в спектакле «Кабаре Брехт», за что получил "Золотую Маску".
Отмечу, что этот спектакль точно не для всех. Тут даже не мое классическое: "воспринимай это как театральный артхаус". Сама идея, пьеса Фоссе - все дело в ней. Она могла бы найти отклики в сердцах зрителя своей анегдотичностью (муж бросает жену и сына, уходит к любовнице, которую не любит его мать), но тому зрителю, кому это может быть близко, нужно больше сопереживания, а не мракобесия и театральщины. Людям нужна драма. К слову, для любителей семейной драмы есть в Ленсовета THE DEMONS Дениса Хусниярова, мне постановка тоже понравилась, хоть она и не Бутусовская =)
самоотверженная игра актеров, спектакль депрессивен, рекомендовала бы для изучения творчества Бутусова
Очень мрачно.Очень зрелищно.Много спецэфектов.
Больше всего понравились всякие финтифлюшки вроде игр с водой, на видео они присутствуют, и ещё некоторые странные моменты, больше относящиеся к технической части и "спецэффектам".)
Если замысел был в том, чтобы создать сновидческий спектакль, то, на мой взгляд, это не удалось (если ты не Линч, то за такие вещи лучше и не браться). А может, в рамках театра такое в принципе трудно воплотить.
- Интересные диалоги ;
- Музыкального сопровождения мало, так как спектакль направлен больше на то ,что бы слушать, нежели смотреть
Впервые наблюдала, что публике настолько не интересно, что частично зал опустел еще в первом действии, зрители массово уходили и в антаракте.
А второе действие совершенная феерия, зрителям настолько становится безразлично, что происходит на сцене, что не стесняются разговаривать вслух, смеяться над проиходящим бредом и никто, из сидящих рядом, вам не скажет тихого "шшшш", они ведь тоже разговаривают.
Пьеса знакомит с произведением норвежского писателя Юн Фоссе, а это не увидишь в других театрах.
Отличная игра актеров. Интересная сценография.
Очень понравилась игра артистов, всё остальное навевало тоску. Только черный цвет в декорациях, в костюмах. Последние полчаса в зале стоял запах химии, особенно ощущался на верхних ложах. Думаю, что о таких моментах зрителей лучше предупредить.
Интересная сценография и музыкальное решение. Прекрасная игра актеров.
БРАВО! -ЮРИЮ БУТУСОВУ.
БРАВО!- АРТИСТАМ СПЕКТАКЛЯ.
Полностью согласна с отзывом о спектакле с Анастасией. И еще добавлю, что этот спектакль не развлекательный, домой вернулась уставшая, но преисполненная чувством соприкосновения к УДИВИТЕЛЬНОМУ, МОЩНОМУ ТАЛАНТУ.
Спасибо.
Фрагмент, в котором герои, как будто уносимые потоком ветра, движутся по краю сцены под музыку Линча, изображая на лицах беззвучный крик, боль и отчаяние - настоящий эстетический экстаз. Понравился прием с использованием стробоскопической подсветки сцены для создания "покадрового" эффекта. Правда, некоторые соседи по ряду сбежали со спектакля, как раз не выдержав мигания лампы. Много потеряли...