Описание
По контрасту с симметрией и предсказуемостью классицизма, открывшего принципиально новую страницу в истории музыки, барокко отличалось необъятным буйством форм; само его название, восходящее к «жемчужине неправильной формы», говорит нам о бесконечном разнообразии индивидуальных решений.
Иоганн Себастьян Бах охватил в своём наследии широкий круг музыкальных идей и жанров, оставив пример почти всех существовавших на тот момент проявлений органной культуры. В частности, изучая музыку современных ему итальянских композиторов, он создаëт несколько переложений инструментальных концертов для органа – один из них, концерт BWV 593, прозвучит в сегодняшней программе. Фантазия BWV 572 апеллирует к французским органным формам, заставляя вспомнить типичные фактуры многоголосных Pleines jeux, насыщенных терпкими задержаниями.
Французскую тематику продолжает Большой диалог Луи Маршана – музыка, преисполненная той торжественности и пышности, с которой зачастую ассоциируется барокко как таковое. Строгие выверенные формы и тщательно рассчитанные, унифицированные согласно французской диспозиции регистровки «освобождают пространство» для патетических аффектов и контрастных образов.
Чакона Пахельбеля и граунд Пёрселла – две перекликающиеся остинатные формы, позволяющие нам увидеть, насколько по-разному трактовалась их идея повторяющейся темы в зависимости от национальных стилистических особенностей. Граунд – «фирменный знак» английского барокко, формально близкий пассакалии и чаконе, но отличающийся от них лексикой и аффектом; его замкнутая, «кружащаяся» вокруг исходной точки форма контрастирует со сквозной формой Пахельбеля, пронизанной стройной последовательностью музыкально-риторических фигур.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue), BWV 572
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката in d, BuxWV 157
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in d, P. 41
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio senza Pedale ma due Claviere
Allegro
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)
Генри Пёрселл (1659–1695)
Граунд in c, Z. 221
Рондо из cюиты Abdelazer, Z. 570
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582
Иоганн Себастьян Бах охватил в своём наследии широкий круг музыкальных идей и жанров, оставив пример почти всех существовавших на тот момент проявлений органной культуры. В частности, изучая музыку современных ему итальянских композиторов, он создаëт несколько переложений инструментальных концертов для органа – один из них, концерт BWV 593, прозвучит в сегодняшней программе. Фантазия BWV 572 апеллирует к французским органным формам, заставляя вспомнить типичные фактуры многоголосных Pleines jeux, насыщенных терпкими задержаниями.
Французскую тематику продолжает Большой диалог Луи Маршана – музыка, преисполненная той торжественности и пышности, с которой зачастую ассоциируется барокко как таковое. Строгие выверенные формы и тщательно рассчитанные, унифицированные согласно французской диспозиции регистровки «освобождают пространство» для патетических аффектов и контрастных образов.
Чакона Пахельбеля и граунд Пёрселла – две перекликающиеся остинатные формы, позволяющие нам увидеть, насколько по-разному трактовалась их идея повторяющейся темы в зависимости от национальных стилистических особенностей. Граунд – «фирменный знак» английского барокко, формально близкий пассакалии и чаконе, но отличающийся от них лексикой и аффектом; его замкнутая, «кружащаяся» вокруг исходной точки форма контрастирует со сквозной формой Пахельбеля, пронизанной стройной последовательностью музыкально-риторических фигур.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия соль мажор (Pièce d'Orgue), BWV 572
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Токката in d, BuxWV 157
Иоганн Пахельбель (1653–1706)
Чакона in d, P. 41
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio senza Pedale ma due Claviere
Allegro
Луи Маршан (1669–1732)
Большой диалог in C (III органная книга)
Генри Пёрселл (1659–1695)
Граунд in c, Z. 221
Рондо из cюиты Abdelazer, Z. 570
Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582