Описание
Антонио Вивальди – один из тех композиторов, чьë наследие исчислялось бы в нескольких десятках монографических концертов. Его перу принадлежит около пятисот инструментальных концертов, половину из которых составляют концерты для солирующей скрипки и струнных; множество двойных и тройных концертов, около полусотни concerto grosso; более сотни сонат для различных инструментов в сопровождении континуо. Эта щедрость говорит о том, что жанр концерта Вивальди воспринимал как поистине неисчерпаемый, неистощимый источник музыкальных идей. Внешняя схожесть между собой многих его сочинений из-за приверженности узкому спектру инструментальных жанров (достаточно вспомнить ироническую точку зрения на Вивальди в XX веке как на «автора одного концерта, переписанного пятьсот раз») – своего рода маска, за которой скрывается интенсивный творческий поиск – нечто вроде попытки запечатлеть максимальное количество возможных версий и решений.
Иоганн Себастьян Бах, высоко ценивший труды своего итальянского коллеги, создал ряд органных и клавирных транскрипций его концертов; считается, что именно это переложение стало важной вехой в расширении органного «лексикона» в сторону большей универсальности. Здесь орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными вивальдиевскими скрипичными фактурами и попеременным сопоставлением двух групп инструментов – солирующего concertato и более плотного по звучанию ripieno. Виртуозно управляя фактурой, Бах воссоздаёт средствами органа тот особый характер итальянской музыки, который напрямую связан с природой смычковых инструментов и буквально «диктуется» движением смычка.
Исполнители:
Вероника Пушкина (виолончель)
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Антонио Вивальди (1678–1741)
Соната для виолончели и basso continuo № 3 ля минор, RV 43:
Largo
Allegro
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio
Allegro
Антонио Вивальди
Соната для виолончели и basso continuo № 5 ми минор, RV 40:
Largo
Allegro
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди)
[Allegro]
Grave
Fuga
Largo e spiccato
[Allegro]
Антонио Вивальди
Соната для виолончели и basso continuo № 1 си-бемоль мажор, RV 47:
Largo
Allegro
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах, высоко ценивший труды своего итальянского коллеги, создал ряд органных и клавирных транскрипций его концертов; считается, что именно это переложение стало важной вехой в расширении органного «лексикона» в сторону большей универсальности. Здесь орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными вивальдиевскими скрипичными фактурами и попеременным сопоставлением двух групп инструментов – солирующего concertato и более плотного по звучанию ripieno. Виртуозно управляя фактурой, Бах воссоздаёт средствами органа тот особый характер итальянской музыки, который напрямую связан с природой смычковых инструментов и буквально «диктуется» движением смычка.
Исполнители:
Вероника Пушкина (виолончель)
Лилия Кузнецова (орган)
В программе:
Антонио Вивальди (1678–1741)
Соната для виолончели и basso continuo № 3 ля минор, RV 43:
Largo
Allegro
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Tempo giusto
Adagio
Allegro
Антонио Вивальди
Соната для виолончели и basso continuo № 5 ми минор, RV 40:
Largo
Allegro
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди)
[Allegro]
Grave
Fuga
Largo e spiccato
[Allegro]
Антонио Вивальди
Соната для виолончели и basso continuo № 1 си-бемоль мажор, RV 47:
Largo
Allegro
Largo
Allegro