Описание
«Эпиграф» в виде Букстехуде, Бах и его романтические последователи – одна из частых идей для органной программы, неизменно обещающая самый захватывающий сюжет. Бах здесь представлен сочетанием контрастов: клавирная фантазия и фуга BWV 904 сопоставлена с токкатой BWV 564 – одним из самых «педальных» органных сочинений Баха, где композитор превосходит самые высокие образцы подобного письма у своих предшественников.
Каждая из шести сонат Мендельсона неповторима по форме и содержанию; количество частей варьируется в диапазоне от двух до четырёх, при этом соотношение их масштабов также индивидуально. Так, в сонате ля мажор «интрига» строится на контрасте развëрнутой первой части с центральной фугой и короткого эфемерного Andante, напоминающего «песни без слов». Сочетание старых и новых жанров, включающих в себя соответствующие характерные элементы языка, блестящее владение инструментом, романтическая свобода изложения мысли и глубокая увлечëнность Бахом, чьë творчество Мендельсон изучал всю жизнь, – всё это позволило композитору создать впечатляющие, поражающие воображение музыкальные полотна.
По сравнению с Мендельсоном, Брамс был весьма консервативным в своëм органном творчестве, ни разу не выйдя за пределы строгих форм – хоральных обработок и прелюдий и фуг. Ещё более «немногословным» органистом был Шуман. Его немногочисленные сочинения, исполняемые на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано – инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH – дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.
Исполнитель:
Андрей Шейко (орган, г. Москва)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in e, BuxWV 142
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга ля минор, BWV 904
Трио-соната № 6 соль мажор, BWV 530
Vivace
Lento
Allegro
Роберт Шуман (1810–1856)
Фуга № 1 си-бемоль мажор из цикла «Шесть фуг на тему B.A.C.H.», op. 60
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 3 ля мажор, op. 65, MWV W 58
Con moto maestoso
Andante tranquillo
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Иоганн Себастьян Бах
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564
Каждая из шести сонат Мендельсона неповторима по форме и содержанию; количество частей варьируется в диапазоне от двух до четырёх, при этом соотношение их масштабов также индивидуально. Так, в сонате ля мажор «интрига» строится на контрасте развëрнутой первой части с центральной фугой и короткого эфемерного Andante, напоминающего «песни без слов». Сочетание старых и новых жанров, включающих в себя соответствующие характерные элементы языка, блестящее владение инструментом, романтическая свобода изложения мысли и глубокая увлечëнность Бахом, чьë творчество Мендельсон изучал всю жизнь, – всё это позволило композитору создать впечатляющие, поражающие воображение музыкальные полотна.
По сравнению с Мендельсоном, Брамс был весьма консервативным в своëм органном творчестве, ни разу не выйдя за пределы строгих форм – хоральных обработок и прелюдий и фуг. Ещё более «немногословным» органистом был Шуман. Его немногочисленные сочинения, исполняемые на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано – инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH – дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.
Исполнитель:
Андрей Шейко (орган, г. Москва)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in e, BuxWV 142
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Фантазия и фуга ля минор, BWV 904
Трио-соната № 6 соль мажор, BWV 530
Vivace
Lento
Allegro
Роберт Шуман (1810–1856)
Фуга № 1 си-бемоль мажор из цикла «Шесть фуг на тему B.A.C.H.», op. 60
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 3 ля мажор, op. 65, MWV W 58
Con moto maestoso
Andante tranquillo
Иоганнес Брамс (1833–1897)
Прелюдия и фуга ля минор, WoO 9
Иоганн Себастьян Бах
Токката, адажио и фуга до мажор, BWV 564