Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «В ожидании Рождества: от Баха до Чайковского»
В ожидании Рождества — буквально за несколько дней до светлого праздника зазвенят колокола Вестминстера и колокольчики феи Драже, закружатся в вальсе цветы и распахнется дверь во Вселенную Баха. Невероятный микст из лучших сочинений Баха и Франка, Мендельсона и Чайковского.
Альфа и омега органной вселенной Иоганн Себастьян Бах доказал своей гениальной музыкой, что время бесконечно. Космичность его полифонии стирает границы пространства, увлекая в непознанные миры. Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор входит в число самых известных сочинений Баха, объединяя элементы французской и итальянской традиций. Иногда ее называют «Прелюдией Святой Троицы», потому что три контрастных музыкальных эпизода олицетворяют Бога Отца, Сына и Святого Духа.
Во второй половине XIX века подъем французского органного искусства достиг своей вершины, благодаря появлению инструмента нового типа — симфонического органа. Рожденные гением мастера Аристида Кавайе-Коля инструменты были установлены в главных соборах Парижа, где служили величайшие органисты. Многие французские композиторы обратились в это время к сочинению для органа.
Убеждённый бахианец Сезар Франк, бессменный органист базилики Сен-Клотильд писал для любимого инструмента на протяжении всей жизни, оставив свыше ста тридцати пьес для органа. Пожалуй, самое известное органное сочинение мастера — Прелюдия, фуга и вариация. В триптихе музыкальный язык барокко сочетается с приемами романтизма.
Блистательный ученик Франка Луи Вьерн занимал пост титулярного органиста Собора Парижской Богоматери до конца жизни, прослужив там более 30 лет! Вьерн снискал славу блестящего органиста и импровизатора, гастролируя по Европе и Америке. Его органные симфонии и изысканные программные миниатюры вошли в золотой репертуар короля инструментов.
Центр органного творчества Мендельсона — цикл из шести сонат. В сонатах нет строго регламентированного количества частей, в основе которых прелюдия и фуга, фантазия, обработка хорала.
Трудно представить себе органный концерт без музыки Баха, как и череду зимних праздников без сопровождения волшебной музыки из самого рождественского балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик». Вас ждут завораживающий танец Феи Драже и захватывающее кружение в Вальсе цветов.
В ожидании Рождества — приглашаем за чудесным настроением и неповторимыми эмоциями!
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Сезар Франк (1822–1890) Прелюдия, фуга и вариация си минор op. 18 № 3
Феликс Мендельсон (1809–1847) Соната для органа № 1 фа минор оp. 65
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор BWV 552
Петр Чайковский (1840–1893) «Танец феи Драже» и «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Луи Вьерн (1870–1937) Вестминстерские колокола op. 54
Сезар Франк (1822–1890) Героическая пьеса си минор FWV 37
Исполнитель:
ауреат международных конкурсов
Елизавета Толмасова
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.