Концерт органной музыки «ВИРТУОЗЫ ОРГАНА СКВОЗЬ ВЕКА»
6 +

Концерт органной музыки «ВИРТУОЗЫ ОРГАНА СКВОЗЬ ВЕКА»

Описание
Концерт органной музыки
ВИРТУОЗЫ ОРГАНА СКВОЗЬ ВЕКА


А. де Кабесон, Х. Кабанильес, А. Вивальди,
И.С. Бах, Дж. Габриели, Ш.-М. Видор

ЕКАТЕРИНА ДМИТРИЕВА
(орган, Москва)


В программе московской органистки Екатерины Дмитриевой собрана коллекция виртуозной органной музыки композиторов Германии, Италии, Испании и Франции XVI-XX веков.
А. Вивальди оказал большое влияние на развитие жанра инструментального концерта, создав более 500 сочинений. И.С. Бах переложил некоторые из них для органа, в том числе Концерт до мажор «Великий могол» в трёх частях. Этим сочинением откроется органный вечер.
А. де Кабесон - испанский композитор и органист, ослепший в детстве. Он был придворным органистом в капелле Изабеллы Португальской и Карла V. Композитор занимался музыкальным образованием принца Филиппа (короля Испании с 1556 года) и оставался у него на службе до конца жизни. Почти всё творческое наследие Кабесона - произведения для органа, сохранилось около 275 пьес. В них отражается влияние творчества нидерландских полифонистов в сочетании с местной светской музыкой. Кабесон - автор ряда пьес под названием «фобурдон», воплощающих специфически испанскую манеру инструментального письма. Для светской инструментальной музыки Кабесона характерны вариации и тьенто (разновидность органной фантазии с использованием имитационной полифонии). Учёные полагают, что благодаря непревзойдённому искусству импровизации Кабесона, вариационная форма получила широкое распространение в Западной Европе (особенно в Англии). Прозвучит Павана с вариацией Кабесона.

Х. Кабанильес - один из выдающихся мастеров испанской органной школы XVII века. С 1665 года он служил органистом Кафедрального собора Валенсии, в 1668 году был посвящён в духовный сан. Кабанильес заложил многие основы испанской клавирной техники. В своих произведениях он широко использовал вариационный метод. Композитор является автором многочисленных сочинений для органа - токкат, пассакалий, гальярд, тьенто и др. В программе концерта - две его пьесы.

Фантазия соль минор была сочинена Бахом после смерти первой жены. Душевной драме, развернутой в Фантазии, противопоставлена тревожная, но жизнеутверждающая фуга.
Сборник Баха «6 Шюблеровских хоральных обработок» получил своё название по имени издателя Иоганна Георга Шюблера. Эти произведения представляют собой выполненные Бахом переложения фрагментов собственных кантат. Прозвучат три хорала из цикла.

Дж. Габриели - итальянский композитор, органист и педагог эпохи раннего барокко. Он учился у Орландо Лассо. Габриели был органистом собора св. Марка в Венеции, где среди его учеников был Г. Шютц. Творчество Габриели относится к Венецианской школе. Композитор стоял у истоков стиля «кончертато», для которого типично разделение на соло и аккомпанемент, а также их противопоставление. Габриели одним из первых стал фиксировать в нотах динамические нюансы forte и piano. Будет исполнен Концерт на 8 голосов «Lieto Godea sedendo» в переложении для органа Екатерины Дмитриевой.

На создание симфоний для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа мастера А. Кавайе-Колля, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Французский композитор-романтик Ш.-М. Видор написал 10 симфоний для органа. Концерт завершится самым известным сочинением Видора - Токкатой из Симфонии № 5.

Программа концерта:
Антонио Вивальди (1678-1741) - Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)
Концерт до мажор «Великий могол», BWV 594:
I. [без названия]
II. Recitativo. Adagio
III. Allegro
Антонио де Кабесон (ок. 1510-1566)
Павана с её глосой (с вариацией)
Хуан Кабанильес (1644-1712)
Пасео Первого тона
Хакара
Иоганн Себастьян Бах
Фантазия и фуга соль минор, BWV 542
Три хоральные прелюдии из цикла «6 Шюблеровских хоралов»:
«Wer nur den lieben Gott lässt walten» («Тот, кто позволяет Господу управлять им»), BWV 647
«Ach bleib bei uns, Herr Jesu Christ» («Ах, останься с нами, Господь Иисус Христос»), BWV 649
«Kommst du nun, Jesu, vom Himmel herunter auf Erden» («Приди, Иисус, с небес на землю»), BWV 650
Джованни Габриели (ок. 1554/57-1612)
Концерт на 8 голосов «Lieto Godea sedendo» из сборника «Концерты Андреа и Джованни Габриэли», Венеция, 1578 (переложение для органа Е. Дмитриевой)
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Токката из Симфонии для органа № 5, соч. 42 № 1
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург