Описание
Концерт органной музыки
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ФРАНЦИЯ: ОТ БАРОККО К XX ВЕКУ
Ф. Куперен, Л. Маршан, С. Франк, Л. Боэльман, Ш.-М. Видор
Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)
В программе петербургской органистки Натальи Михайловой собрана коллекция ярких и выразительных сочинений французских мастеров XVIII-XX веков.
Ф. Куперен и Л. Маршан - композиторы, органисты и клавесинисты второй половины XVII-первой половины XVIII-го веков. Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, с 1685 или 1689 года - в Париже, в 1708-1716 годах работал в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, игра Маршана отличалась виртуозностью, он был блестящим импровизатором. Будет исполнен его торжественный Большой диалог из «3-ей Органной книги».
Куперен «Великий» обучал игре на клавесине дофина и других членов королевской семьи. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, он создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, а также обилием орнаментальных украшений (мелизмов). Духовную музыку Куперена отличает серьёзность и возвышенность. «Приходская месса» предназначалась для торжественных богослужений. Внутри мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по набору регистров (тембров органа). В программе концерта - Benedictus из «Приходской мессы».
С. Франк - выдающийся органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В программе концерта прозвучат 3 сочинения Франка. «Пастораль» относится к циклу «Шесть пьес для большого органа». Пьеса посвящена органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю. В «Пасторали» Франк сумел живописно передать идиллический сельский пейзаж. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора - «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Рихарда Вагнера. В этих двух крупных органных циклах, созданных в 1860-1870-е годы, сформировались характерные для композитора принципы интерпретации сонатной формы и приёмы тематического развития. Между «Пасторалью» и «Героической пьесой» будет исполнено изящное Андантино соль минор Франка.
Л. Боэльман - французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. Четырёхчастная «Готическая сюита» была написана Боэльманом в 1895 году. Эта яркая романтическая пьеса до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, представителем которой был Ш.-М. Видор. На создание этого жанра для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Видор написал 10 симфоний для органа. В заключение концерта прозвучат две части из Симфонии № 5, в том числе самая известная пьеса композитора - Токката.
Программа концерта:
Луи Маршан (1669-1732)
Большой диалог V-го тона (из «3-ей Органной книги»)
Франсуа Куперен (1668-1733)
Benedictus из «Приходской мессы»
Сезар Франк (1822-1890)
Пастораль, ор.19 из цикла «Шесть пьес для большого органа»
Андантино соль минор, FWV 25
«Героическая пьеса», FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Леон Боэльман (1862-1897)
«Готическая сюита», op.25:
Интродукция-хорал
Готический менуэт
Молитва Деве Марии
Токката
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Адажио и Токката из Органной симфонии №.5, оp.42, № 1
ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ФРАНЦИЯ: ОТ БАРОККО К XX ВЕКУ
Ф. Куперен, Л. Маршан, С. Франк, Л. Боэльман, Ш.-М. Видор
Лауреат международных конкурсов
НАТАЛЬЯ МИХАЙЛОВА
(орган, Санкт-Петербург)
В программе петербургской органистки Натальи Михайловой собрана коллекция ярких и выразительных сочинений французских мастеров XVIII-XX веков.
Ф. Куперен и Л. Маршан - композиторы, органисты и клавесинисты второй половины XVII-первой половины XVIII-го веков. Маршан служил органистом соборов различных городов Франции, с 1685 или 1689 года - в Париже, в 1708-1716 годах работал в королевской капелле Версаля. По свидетельству современников, игра Маршана отличалась виртуозностью, он был блестящим импровизатором. Будет исполнен его торжественный Большой диалог из «3-ей Органной книги».
Куперен «Великий» обучал игре на клавесине дофина и других членов королевской семьи. Опираясь на опыт своих предшественников и старших современников, он создал оригинальный клавесинный стиль, отличающийся тонкостью и изяществом письма, а также обилием орнаментальных украшений (мелизмов). Духовную музыку Куперена отличает серьёзность и возвышенность. «Приходская месса» предназначалась для торжественных богослужений. Внутри мессы, согласно французской традиции, пьесы назывались или по первой строчке песнопения, или по набору регистров (тембров органа). В программе концерта - Benedictus из «Приходской мессы».
С. Франк - выдающийся органист и композитор бельгийского происхождения. Его органные композиции, написанные в позднеромантическом стиле, стали предшественниками масштабных сочинений Ш.-М. Видора, Л. Вьерна, М. Дюпре. В программе концерта прозвучат 3 сочинения Франка. «Пастораль» относится к циклу «Шесть пьес для большого органа». Пьеса посвящена органостроителю Аристиду Кавайе-Коллю. В «Пасторали» Франк сумел живописно передать идиллический сельский пейзаж. В 1878 году рождается второй из крупных органных циклов композитора - «Три пьесы для большого органа». В «Героической пьесе» можно найти много общего с симфоническим творчеством Франка, а в неожиданных модуляциях проявляется схожесть с музыкальным языком Рихарда Вагнера. В этих двух крупных органных циклах, созданных в 1860-1870-е годы, сформировались характерные для композитора принципы интерпретации сонатной формы и приёмы тематического развития. Между «Пасторалью» и «Героической пьесой» будет исполнено изящное Андантино соль минор Франка.
Л. Боэльман - французский композитор второй половины XIX века. Он учился в Парижской школе Нидермейера у Э. Жигу и Г. Лефевра. Боэльман много гастролировал по Европе, писал критические статьи. Его композиции получили высокую оценку современников, выразившуюся в нескольких премиях Международного общества органистов и капельмейстеров. Он создал около 160-ти произведений, значительная часть которых предназначена для органа. Четырёхчастная «Готическая сюита» была написана Боэльманом в 1895 году. Эта яркая романтическая пьеса до сих пор является одним из наиболее исполняемых органных произведений композитора.
Появление жанра Органной симфонии обычно связывают с французской романтической школой, представителем которой был Ш.-М. Видор. На создание этого жанра для «короля инструментов» композиторов вдохновил новый тип органа, созданный мастером А. Кавайе-Коллем, который значительно расширил диспозицию. Он ввёл в неё тембры, имитирующие инструменты симфонического оркестра и явления природы. Видор написал 10 симфоний для органа. В заключение концерта прозвучат две части из Симфонии № 5, в том числе самая известная пьеса композитора - Токката.
Программа концерта:
Луи Маршан (1669-1732)
Большой диалог V-го тона (из «3-ей Органной книги»)
Франсуа Куперен (1668-1733)
Benedictus из «Приходской мессы»
Сезар Франк (1822-1890)
Пастораль, ор.19 из цикла «Шесть пьес для большого органа»
Андантино соль минор, FWV 25
«Героическая пьеса», FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Леон Боэльман (1862-1897)
«Готическая сюита», op.25:
Интродукция-хорал
Готический менуэт
Молитва Деве Марии
Токката
Шарль-Мари Видор (1844-1937)
Адажио и Токката из Органной симфонии №.5, оp.42, № 1