Опера «Царская невеста»
16 +

Опера «Царская невеста»

Продолжительность
3 ч 00 мин
Режиссёр
н.а.России А.Петров
Автор
Н.Римский-Корсаков, И.Тюменева 
Описание

Н. Римский-Корсаков. Царская невеста
Либретто И. Тюменева 

«Царская невеста», написанная Н. А. Римским-Корсаковым в 1898 году, обращена к событиям 1572 года, происходившими с реально существовавшими людьми. В этой великой русской опере бушуют поистине шекспировские страсти. Безумные переплетения любви, ревности, коварства приводят к череде злодейств и убийств. И за всем этим стоит страшная фигура Ивана Грозного, олицетворяющая беззаконие власти и попрание ценности человеческой жизни.
В постановке «Зазеркалья» именно ему уделяется пристальное внимание. Именно он становится основным «героем» всего действа и сегодняшнего дня, ибо актуальность драмы отношений государства и личности очевидна.

В одном из интервью Александр Петров говорит об этом: «Мне кажется, что главное – это эпоха, время, когда существовал царь Иван, запомнившийся вседозволенностью, жесточайшими пытками… Здесь же вспоминаются шекспировские страсти, итальянская история правления Медичи… И задаешься вопросом: что подлинно – бороды, срубы, кафтаны или же конкретные человеческие судьбы? В нашей трактовке на сцене появляются люди, облаченные в «одежды». Время как будто есть – и как будто нет: оно неконкретное. Мы искали образы, близкие нашей идее, в русских иконах, в том числе тех, на которых изображены страдания мучеников, страстотерпцев: «Троица» Андрея Рублёва, псковские фрески, новгородская иконопись… Весь сюжет – это движение безумных страстей. Вседозволенность этих страстей обусловливается временем, в котором герои живут. Наш спектакль – это своего рода «памятник» его подлинному главному герою, Ивану Грозному, истовости самого Ивана, истовости его безумной религиозности и всего, что из нее проистекает. Все опричники одеты в монашеские рясы, в этом тоже есть страшный свой смысл…»
«Музыкальный вестник». 2018. Май

Но в этом мраке есть потрясающий свет и чистота – и как тут не вспомнить слова Б.В.Асафьева: «Почти все лучшие мелодии «Царской невесты» возникают как вздох из глубины сердца…» 
Известный либреттист того времени В.И.Бельский, поначалу критически относившийся к «Царской», в результате проникся этим произведением: «Это такое идеальное сочетание так часто дерущихся между собой красоты и психологической правды, такой глубоко поэтичный трагизм, что слушаешь как очарованный, ничего не анализируя…»

Гениальная музыка Римского-Корсакова поднимает драматические коллизии сюжета до уровня высокой трагедии. Опера по сей день остаётся одной из самых востребованных в мировом оперном репертуаре. Её новых постановок так ждут и артисты, и публика. Теперь «Царская невеста» вошла в афишу театра «Зазеркалье»: это главная премьера сезона 2017-2018 гг.

Музыкальный руководитель – народный артист России Павел Бубельников
Режиссёр-постановщик – народный артист России Александр Петров
Художник-постановщик – заслуженный художник России Владимир Фирер

Рецензия от bileter.ru

Такую постановку, как опера «Царская невеста», должен хоть раз в жизни увидеть каждый любитель музыки в целом и оперы в частности. Широкие, свободные напевы, словно бы льющиеся мелодии позволяют полностью передать всю красоту сюжета, а тексты, во многом взятые без изменения непосредственно из источника, подчеркивают национальный и исторический колорит времен Иоанна Грозного. Каждая постановка «Царской невесты» имеет колоссальный успех у зрителей, но если она проходит в театре «Зазеркалье» и ставит ее сам Александр Петров в содружестве с Владимиром Фриером и Павлом Бубельниковым, то аншлаг просто неминуем. Поэтому рекомендуем приобрести билеты на оперу «Царская невеста» заранее, например, купив их онлайн на нашем сайте.

Либретто оперы было написано самим Римским-Корсаковым. По сюжету, взятому из драмы Л.Мея, в купеческой среде опричных времен кипят страсти: Марфа, будущая невеста Ивана Грозного, становится предметом обожания боярина Грязного, а заодно и объектом ревности его бывшей любовницы. В ход идет приворотное зелье, а затем и яд, при этом происходит трагическая путаница. В результате погибает одна из участниц действия, а Марфа, в безумии, под действием яда, поет свою финальную, «лебединую» песню.

Первой исполнительницей партии Марфы – ключевой фигуры оперы – становится Надежда Забела, которая всегда исполняла ведущие партии в операх Римского-Корсакова, включая «Снегурочку», «Псковитянку» и другие. Именно с расчетом на ее глубокое богатое сопрано композитор писал партию главной героини. Во многом благодаря верному подбору солистов премьера оперы «Царская невеста» прошла в 1899 году в Москве с оглушительным успехом. Не менее популярными среди зрителей и богемы были постановки в Петербурге – в Мариинке и других театрах.

В последнее время интерес к этой исторической эпохе возрождается, а с ним усиливается и интерес к удивительному по накалу страстей и богатству певческих возможностей произведению Римского-Корсакова. Билеты на «Царскую невесту» в театре «Зазеркалье» раскупают задолго до спектакля, предвкушая незабываемые впечатления не только от великолепного пения и чудесной музыки, но и от эффектного художественного оформления. 

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург