Описание
Орган как нечто выходящее за рамки самого себя, как инструмент, на котором возможно имитировать звучание других инструментов и создавать на основе таких имитаций нечто новое – именно таким он предстаёт в сегодняшней программе.
В знаменитом концерте Иоганна Готтфрида Вальтера, который, как и баховские сочинения такого рода, представляет собой переложение концерта Вивальди, орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными «вивальдиевскими» скрипичными фактурами и попеременным сопоставлением двух групп инструментов – солирующего concertato и более плотного по звучанию ripieno. Виртуозно управляя фактурой, Вальтер воссоздаёт средствами органа тот особый характер итальянской музыки, который напрямую связан с природой смычковых инструментов и буквально «диктуется» движением смычка.
«Трубный глас» в начале прелюдии Букстехуде – легко считываемый, очевидный и однозначный – представляет собой имитацию, трансформированную в риторическую фигуру. Характерное движение по звукам трезвучия символизировало торжество и славу; в контексте церковной музыки этот символ «усиливался», приобретая узнаваемые евангельские коннотации.
Эстетика французской романтической органной музыки узнаваема с первых звуков: несравненная мягкость флейтовых регистров, терпкие и нежные краски язычковых регистров, причудливые хроматизмы и простые мелодии, «неотмирные» звучания, достигающиеся эффектом постепенного динамического приближения и удаления с помощью швеллера. Знаменитые «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна – одно из тех произведений, которые справедливо служат украшением многих органных программ. «Карильонные» пьесы, возникшие в органной литературе ещё в эпоху барокко, так или иначе строятся на остинатном движении, позволяющем не только изобразить колокольный звон как таковой, но, оттолкнувшись от этой идеи, создать фантазийный образ – праздничный или трагический, созерцательный или сказочный. Вьерн в полной мере раскрывает здесь свой талант непревзойдённого колориста, умеющего виртуозно обращаться с палитрой красок французского романтического органа.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Ballo del Granduca
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in D, BuxWV 139
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (переложение концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Сезар Франк (1822–1890)
Пастораль ми мажор, op. 19, FWV 31
Луи Вьерн (1870–1937)
«Вестминстерские колокола», op. 54
В знаменитом концерте Иоганна Готтфрида Вальтера, который, как и баховские сочинения такого рода, представляет собой переложение концерта Вивальди, орган «примеряет на себя» роль барочного оркестра с типичными «вивальдиевскими» скрипичными фактурами и попеременным сопоставлением двух групп инструментов – солирующего concertato и более плотного по звучанию ripieno. Виртуозно управляя фактурой, Вальтер воссоздаёт средствами органа тот особый характер итальянской музыки, который напрямую связан с природой смычковых инструментов и буквально «диктуется» движением смычка.
«Трубный глас» в начале прелюдии Букстехуде – легко считываемый, очевидный и однозначный – представляет собой имитацию, трансформированную в риторическую фигуру. Характерное движение по звукам трезвучия символизировало торжество и славу; в контексте церковной музыки этот символ «усиливался», приобретая узнаваемые евангельские коннотации.
Эстетика французской романтической органной музыки узнаваема с первых звуков: несравненная мягкость флейтовых регистров, терпкие и нежные краски язычковых регистров, причудливые хроматизмы и простые мелодии, «неотмирные» звучания, достигающиеся эффектом постепенного динамического приближения и удаления с помощью швеллера. Знаменитые «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна – одно из тех произведений, которые справедливо служат украшением многих органных программ. «Карильонные» пьесы, возникшие в органной литературе ещё в эпоху барокко, так или иначе строятся на остинатном движении, позволяющем не только изобразить колокольный звон как таковой, но, оттолкнувшись от этой идеи, создать фантазийный образ – праздничный или трагический, созерцательный или сказочный. Вьерн в полной мере раскрывает здесь свой талант непревзойдённого колориста, умеющего виртуозно обращаться с палитрой красок французского романтического органа.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Ballo del Granduca
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия in D, BuxWV 139
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Иоганн Готфрид Вальтер (1684–1748)
Концерт си минор, LV 133 (переложение концерта ми минор RV 275 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Сезар Франк (1822–1890)
Пастораль ми мажор, op. 19, FWV 31
Луи Вьерн (1870–1937)
«Вестминстерские колокола», op. 54