Антон Павлович Чехов
Три сестры
Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет
Спектакль «Три сестры» по пьесе Антона Павловича Чехова поставлен на Основной сцене БДТ режиссером Владимиром Панковым.
К пьесе обращались многие выдающиеся режиссеры – Владимир Немирович-Данченко, Юрий Любимов, Олег Ефремов, Ингмар Бергман, Кристоф Марталлер и многие другие. В 1965 году Георгий Товстоногов создал знаменитый новаторский спектакль, где были заняты ведущие артисты труппы БДТ.
Владимир Панков трактует события в доме Прозоровых как «полифонию человеческой жизни во времени». Сохраняя оригинальный текст Чехова и костюмы начала XX века, режиссер представляет действие пьесы и как происходящее «здесь и сейчас», и как воспоминания о том, что случилось очень давно. Ольга, Маша и Ирина на сцене предстают одновременно в двух возрастах: зрители видят сестёр Прозоровых и такими, какими их описал Чехов, и взрослыми, давно пережившими события пьесы женщинами.
Роли каждой из сестер исполняют несколько актрис: Ольгу играют народная артистка России Елена Попова и заслуженная артистка России Татьяна Аптикеева, Машу – заслуженная артистка России Мария Лаврова/ заслуженная артистка России Екатерина Толубеева и Карина Разумовская/ Полина Толстун, Ирину – Людмила Сапожникова (сыгравшая Ирину в спектакле БДТ 1965 года) и Юлия Дейнега/ Алена Кучкова.
Важная составляющая этого спектакля – музыка – непрерывно сопровождает действие и выступает на равных с драматическим текстом. Струнные, духовые, ударные инструменты исполняют то военные марши, то лиричные вальсы – у большинства персонажей пьесы есть свои музыкальные партии.
Режиссер спектакля Владимир Панков – художественный руководитель московского театра «Центр драматургии и режиссуры» и студии SounDrama. Композитор Артем Ким – музыкальный руководитель ансамбля Omnibus и театра им. Марка Вайля (Ташкент), а также проектов студии SounDrama; композитор Сергей Родюков – музыкальный руководитель студии SounDrama. Автор декораций и костюмов к спектаклю – Максим Обрезков, главный художник Театра имени Евгения Вахтангова и неизменный художник спектаклей Владимира Панкова. Хореограф Екатерина Кислова также постоянно сотрудничает со студией SounDrama.
Елена Попова, Татьяна Аптикеева, Мария Лаврова, Екатерина Толубеева, Карина Разумовская, Полина Толстун, Людмила Сапожникова, Юлия Дейнега, Алена Кучкова – лауреаты специального приза Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» за роли Ольги, Маши и Ирины (2017).
Лонг-лист Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» по итогам сезона 2016/17 года.
Фото – Стас Левшин
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ:
«Три сестры» – знаковый для нашего театра спектакль. «Сегодня премьера» – документальный фильм Семена Арановича – зафиксировал время, уникальные кадры репетиционного процесса знаменитого спектакля Товстоногова, ставшего настоящим событием театрального Ленинграда 1960-х годов. Мы видим молодых Юрского, Басилашвили, Копеляна, Доронину, Шарко, Трофимова, Стржельчика, Штиля и многих других. Ирину в том спектакле играла молодая актриса труппы БДТ Людмила Сапожникова, и вот, спустя годы, она вновь выходит в роли Ирины в спектакле Володи. Мне кажется, это очень важно, когда время, о котором, собственно, и идет речь в постановке Панкова, приобретает такое конкретное, осязаемое воплощение».
Владимир Панков, режиссер-постановщик:
«В спектакле «Три сестры» время станет действующим лицом. Не меняя текста пьесы, мне бы хотелось сыграть в ее рамках «время» – его течение, выразительность и влияние, которое оно оказывает на людей, их судьбы и их действительность.
При подготовке к «Трем сестрам» в БДТ я задумался – а что будет с Чеховым через сорок лет? Многие делали заметки на полях этой пьесы, она засалена, слова начинают вылетать, некоторые монологи обрываются, исчезают, словно сжеванные временем. Музыка же вне всего и над всем. Поэтому надо искать новые музыкальные законы, чтобы это ставить. Все мироздание строится по законам музыки и математики».
Режиссер-постановщик – Владимир Панков
Художник-постановщик, художник по костюмам – Максим Обрезков
Композиторы – Артем Ким, Сергей Родюков
Хореограф – Екатерина Кислова
Художник по свету – Николай Сурков
Ассистент режиссера – Александр Никаноров
Музыкальный руководитель – Сергей Родюков
Помощник режиссера – Светлана Боровская
Выпускающий продюсер – Александр Бояринов
Премьера состоялась 7 марта 2017 года.
Спектакль идет с одним антрактом.
Действующие лица и исполнители:
Прозоров Андрей Сергеевич – Антон Шварц
Наталья Ивановна, его невеста, потом жена – Елена Ярема/ Елена Перцева
Его сестры:
– Ольга – народная артистка России Елена Попова/ заслуженная артистка России Татьяна Аптикеева
– Маша – заслуженная артистка России Мария Лаврова/ заслуженная артистка России Екатерина Толубеева; Карина Разумовская/ Полина Маликова (Толстун)
– Ирина – Людмила Сапожникова/ заслуженная артистка России Екатерина Толубеева; Юлия Дейнега/ Алена Кучкова
Кулыгин Федор Ильич, учитель гимназии, муж Маши – Николай Горшков/ Семен Мендельсон
Вершинин Александр Игнатьевич, подполковник, батарейный командир – Андрей Аршинников/ Алексей Винников
Тузенбах Николай Львович, барон, поручик – Виктор Княжев
Соленый Василий Васильевич, штабс-капитан – Сергей Стукалов
Чебутыкин Иван Романович, военный доктор – заслуженный артист России Евгений Чудаков
Ферапонт, сторож из земской управы, старик – Евгений Соляков
Анфиса, нянька, старуха 80 лет – заслуженная артистка России Татьяна Бедова/ Аэлита Шкомова
Федотик, Родэ, солдатики – Иван Федорук, Иван Кандинов, Сергей Галич, Егор Медведев/ Геннадий Блинов, Александр Кононец/ Дмитрий Смирнов
Девочка (фортепиано) – Нина Антонова/ Варвара Малякина
Музыканты
Елена Белкина – флейта
Роман Ерофеев/ Денис Дудин – кларнет
Сергей Николин/ Сергей Репин – виолончель
Дарья Пономарева – скрипка
Федор Савик/ Владимир Шашков – труба
Георгий Соловьев – контрабас
Юрий Андреев/ Николай Рыбаков – ударные
1) В тексте нет музыкального оркестра. На сцене струнные , духовые , ударные инструменты , исполняют то военные марши , то лиричные вальсы - всё это ужасно мешает слушать, слышать, воспринимать актеров,
2) В тексте Ольге 28 лет, на сцене ей за 50. Ирине 20 лет - на сцене девочка примерно 12 лет.
3) Один из поручиков на сцене шутит, стреляя себе в голову, хотя в тексте такого нет.
4) На сцене один из поручиков разделся по пояс, голый торс, и начинает надевать военную форму - в тексте такого нет.
5) На сцене куча молодых военных - которое веселятся. Опять же такого в тексте нет.
6) Также через колонки идет чтение текста, комментарии, которые тоже не нужны. "Гостиннаяя с колоннами....." "Пауза" и тд. Комментарии уместны в опере, если ты слушаешь на иностранном языке, то можешь понять смысл, читая бегущую строку с переводом.
Оригинальный текст А . П . Чехова и костюмы начала ХХ века . Важная составляющая спектакля - музыка . Струнные , духовые , ударные инструменты , исполняют то военные марши , то лиричные вальсы - у большинства персонажей пьесы есть свои музыкальные партии . Прерасная игра актеров.