Концерт органной музыки «Тихая ночь, дивная ночь»
6 +

Концерт органной музыки «Тихая ночь, дивная ночь»

Актёры/Исполнители
Светлана Фурник (орган)
Описание
Как и во многих других программах, в заключительном концерте рождественского фестиваля встречаются разные эпохи и стили: здесь прозвучит и барочная, и романтическая музыка, и сочинения, напрямую связанные с образами Рождества, и те, которые, не будучи привязаны к литургической традиции, подходят к этой теме по своему эмоциональному наполнению.

Пастораль – жанр, изначально связанный именно с тематикой Рождества и восходящий к образу пастухов, идущих поклониться младенцу Христу. Рождественская пастораль Густава Адольфа Меркеля является одним из самых известных органных произведений в этом жанре: музыкальный язык романтической эпохи с его мелодической напевностью позволил композитору создать настоящую «рождественскую сказку».

Каждая из шести органных сонат Феликса Мендельсона отличается неповторимой, романтически индивидуальной формой. Структура сонаты си-бемоль мажор является наиболее «классической» из них: её четырëхчастная форма с оживлëнными и насыщенными крайними частями, спокойным движением Andante и скерцозным Allegretto близка к идее сонатно-симфонического цикла. Музыкальный язык этого сочинения, как и всегда у Мендельсона сочетающий барочные и романтические черты, в данном случае «перевешивает» в сторону романтизма: средние части сонаты очевидно напоминают своего рода «песни без слов»; финал сонаты, представляющий собой «обрамлëнную фугу», также скорее обращëн в будущее, к романтической органной полифонии XIX века.

Токката Шарля-Мари Видора – одно из ультрапопулярных органных сочинений, «бьющее рекорды» по частоте исполнения – является финалом красочной и эффектной симфонии (опус), в определённом смысле – кульминацией всего этого пятичастного цикла. Построенная, как и многие романтические органные токкаты, на непрерывных фигурациях в мануалах, она создаёт то неповторимое ощущение «льющегося света», которое, возможно, не создали ни Эжен Жигу, ни Леон Боэльман, ни Теодор Дюбуа; их аналогичные формы, при всей захватывающей увлекательности, уступают Видору в объëме, масштабе и почти физическом «размахе» – его фактурные экстремумы идут вровень с колоссальным эмоциональным подъëмом сочинения.

Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт до мажор, BWV 595 (транскрипция скрипичного концерта Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)

Густав Адольф Меркель (1827–1885)
Рождественская пастораль, ор. 56

Иоганн Себастьян Бах
Хоральные прелюдии:
Nun komm der Heiden Heiland, BWV 599
Gelobet seist du, Jesu Christ, BWV 604
Vom Himmel hoch, da komm ich her, BWV 700

Александр Гильман (1837–1911)
Вариации на ноэль Nuit sombre, ton ombre, op. 60

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната №4 си-бемоль мажор, ор. 65/4

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Вокализ, ор.34, no.14 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)

Шарль Мари Видор (1844–1937)
Токката из Симфонии № 5 фа минор, op.42, № 1

Франц Ксавьер Грубер (1787–1863)
Stille Nacht, heilige Nacht, H.145 (транскрипция для органа Генри Джила)
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург