Описание
Несмотря на полифонический баховский «эпиграф», эта рождественская программа посвящена музыке романтизма – с её богатой палитрой новых тембровых и гармонических красок, с помощью которых композиторы создавали великое множество разнохарактерных миниатюр.
Пастораль – жанр, изначально связанный именно с тематикой Рождества и восходящий к образу пастухов, идущих поклониться младенцу Христу. Рождественская пастораль Густава Адольфа Меркеля – одна из самых известных: музыкальный язык романтической эпохи с его мелодической напевностью позволил композитору создать настоящую «рождественскую сказку». Ещё большая мелодичность и простота отличает знаменитую Stille Nacht Франца Грубера, написанную в начале XIX века. Грубер, создавший более 60 месс и множество литургических сочинений, остался в истории фактически как «автор одного произведения» – Stille Nacht по сей день остаëтся общеизвестным музыкальным символом Рождества.
Эстетика французского романтического органа узнаваема с первых звуков: несравненная мягкость флейт, терпкие и нежные краски язычковых регистров, причудливые хроматизмы и простые мелодии, «неотмирные» звучания, достигающиеся эффектом постепенного динамического приближения и удаления с помощью швеллера. Знаменитый Clair de lune Дебюсси, в оригинале написанный для фортепиано – как часть его Бергамасской сюиты – весьма естественным образом встраивается в эту концепцию звучания.
«Вестминстерские колокола» Луи Вьерна – одно из тех произведений, которые справедливо служат украшением многих органных программ. «Карильонные» пьесы, возникшие в органной литературе ещё в эпоху барокко, так или иначе строятся на остинатном движении, позволяющем не только изобразить колокольный звон как таковой, но, оттолкнувшись от этой идеи, создать фантазийный образ – праздничный или трагический, созерцательный или сказочный. Вьерн в полной мере раскрывает здесь свой талант непревзойдённого колориста, способного создать органными красками неповторимое ощущение реального пространства.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Густав Адольф Меркель (1827–1885)
«Рождественская пастораль», ор. 56
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
Три части из сюиты «Щелкунчик», ор. 71а:
Марш
Арабский танец
Танец Феи Драже
Александр Гильман (1837–1911)
Noel Languedocien
Франц Шуберт (1797–1828)
«Военный марш» № 1, ор. 51 (транскрипция для органа У. Бэста)
Клод Дебюсси (1862–1918)
Clair de lune («Лунный свет») ре-бемоль мажор из Бергамасской сюиты, L. 75 (транскрипция для органа Алекса Сельера)
Луи Вьерн (1870–1937)
Carillon de Westminster из Сюиты для органа № 3, op. 54/6 (из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле»)
Сергей Рахманинов (1873–1943)
Вокализ, ор. 34 № 14 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)
Шарль Мари Видор (1844–1937)
Токката из Симфонии № 5 фа минор, op. 42 № 1
Франц Ксавьер Грубер (1787–1863)
Stille Nacht, heilige Nacht («Тихая ночь, святая ночь»), H.145 (транскрипция для органа Генри Джила)
Пастораль – жанр, изначально связанный именно с тематикой Рождества и восходящий к образу пастухов, идущих поклониться младенцу Христу. Рождественская пастораль Густава Адольфа Меркеля – одна из самых известных: музыкальный язык романтической эпохи с его мелодической напевностью позволил композитору создать настоящую «рождественскую сказку». Ещё большая мелодичность и простота отличает знаменитую Stille Nacht Франца Грубера, написанную в начале XIX века. Грубер, создавший более 60 месс и множество литургических сочинений, остался в истории фактически как «автор одного произведения» – Stille Nacht по сей день остаëтся общеизвестным музыкальным символом Рождества.
Эстетика французского романтического органа узнаваема с первых звуков: несравненная мягкость флейт, терпкие и нежные краски язычковых регистров, причудливые хроматизмы и простые мелодии, «неотмирные» звучания, достигающиеся эффектом постепенного динамического приближения и удаления с помощью швеллера. Знаменитый Clair de lune Дебюсси, в оригинале написанный для фортепиано – как часть его Бергамасской сюиты – весьма естественным образом встраивается в эту концепцию звучания.
«Вестминстерские колокола» Луи Вьерна – одно из тех произведений, которые справедливо служат украшением многих органных программ. «Карильонные» пьесы, возникшие в органной литературе ещё в эпоху барокко, так или иначе строятся на остинатном движении, позволяющем не только изобразить колокольный звон как таковой, но, оттолкнувшись от этой идеи, создать фантазийный образ – праздничный или трагический, созерцательный или сказочный. Вьерн в полной мере раскрывает здесь свой талант непревзойдённого колориста, способного создать органными красками неповторимое ощущение реального пространства.
Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545
Густав Адольф Меркель (1827–1885)
«Рождественская пастораль», ор. 56
Пётр Ильич Чайковский (1840–1893)
Три части из сюиты «Щелкунчик», ор. 71а:
Марш
Арабский танец
Танец Феи Драже
Александр Гильман (1837–1911)
Noel Languedocien
Франц Шуберт (1797–1828)
«Военный марш» № 1, ор. 51 (транскрипция для органа У. Бэста)
Клод Дебюсси (1862–1918)
Clair de lune («Лунный свет») ре-бемоль мажор из Бергамасской сюиты, L. 75 (транскрипция для органа Алекса Сельера)
Луи Вьерн (1870–1937)
Carillon de Westminster из Сюиты для органа № 3, op. 54/6 (из цикла «24 пьесы в фантастическом стиле»)
Сергей Рахманинов (1873–1943)
Вокализ, ор. 34 № 14 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)
Шарль Мари Видор (1844–1937)
Токката из Симфонии № 5 фа минор, op. 42 № 1
Франц Ксавьер Грубер (1787–1863)
Stille Nacht, heilige Nacht («Тихая ночь, святая ночь»), H.145 (транскрипция для органа Генри Джила)