Описание
«Иоганн Себастьян проявил чрезмерное усердие к занятиям; он попросил у брата тетрадь с клавирными произведениями Фробергера, Керля, Пахельбеля и других композиторов; получив отказ, он вытащил её своими маленькими ручками из шкафа сквозь запиравшую его решётчатую дверцу и переписывал в лунные ночи...»
Доподлинно неизвестно, какие именно сочинения старых мастеров содержались в легендарной тетрадке, но важно другое: именно в них ключ к постижению всего необъятного баховского наследия. В этой программе Бах — не возведённый на пьедестал «финал» своей эпохи, но её прямое продолжение: его музыка «вплетена» в тот пласт форм, интонаций, образов, идей, из которого она рождалась.
Архаика ощущается и в «антифонности» до-минорной прелюдии BWV 546, и в многосоставных формах баховских клавирных токкат. BWV 913 и BWV 914 – два из семи его сочинений в этом жанре, обладающие наибольшим структурным сходством; поиск баланса между импровизационными и полифоническими разделами здесь достигает точки, наиболее близкой к северогерманским свободным формам. Один из ярких образцов такого письма – прелюдия Брунса, своеобразный «эпиграф» к программе, служащий непосредственным ориентиром для восприятия импровизационных форм Баха.
Alla breve, напротив, обращает нас к ранней итальянской музыке в лице Фрескобальди и его предшественников. Указание на метрическую особенность, которым озаглавлено это сочинение, – своего рода аллюзия к связанным с ней «церковным» формам, характерным для итальянского стиля: такого рода движение мы встречаем не только в органной музыке, но и в инструментальных фугах, типичных для сонаты da chiesa.
Исполнитель:
Татьяна Мордвинова (орган)
В программе:
Николаус Брунс (1665–1697)
Прелюдия in G
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Токката ми минор, BWV 914
Токката ре минор, BWV 913
Allabreve in D, BWV 589
Доподлинно неизвестно, какие именно сочинения старых мастеров содержались в легендарной тетрадке, но важно другое: именно в них ключ к постижению всего необъятного баховского наследия. В этой программе Бах — не возведённый на пьедестал «финал» своей эпохи, но её прямое продолжение: его музыка «вплетена» в тот пласт форм, интонаций, образов, идей, из которого она рождалась.
Архаика ощущается и в «антифонности» до-минорной прелюдии BWV 546, и в многосоставных формах баховских клавирных токкат. BWV 913 и BWV 914 – два из семи его сочинений в этом жанре, обладающие наибольшим структурным сходством; поиск баланса между импровизационными и полифоническими разделами здесь достигает точки, наиболее близкой к северогерманским свободным формам. Один из ярких образцов такого письма – прелюдия Брунса, своеобразный «эпиграф» к программе, служащий непосредственным ориентиром для восприятия импровизационных форм Баха.
Alla breve, напротив, обращает нас к ранней итальянской музыке в лице Фрескобальди и его предшественников. Указание на метрическую особенность, которым озаглавлено это сочинение, – своего рода аллюзия к связанным с ней «церковным» формам, характерным для итальянского стиля: такого рода движение мы встречаем не только в органной музыке, но и в инструментальных фугах, типичных для сонаты da chiesa.
Исполнитель:
Татьяна Мордвинова (орган)
В программе:
Николаус Брунс (1665–1697)
Прелюдия in G
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до минор, BWV 546
Токката ми минор, BWV 914
Токката ре минор, BWV 913
Allabreve in D, BWV 589