Описание
К началу XVIII века итальянская музыка обретает черты, предвосхитившие близкую «историческую победу»: «первооткрывательский» восторг раннего барокко начинает уступать место стремлению до предела усовершенствовать и в некоторой мере – пусть ценой известного упрощения – «типизировать» сложившиеся формы. Тенденцию к этой «кристаллизации» – которая, впрочем, в равной степени касалась и мелодических, и гармонических структур – можно заметить у Марчелло и Вивальди, чьи сочинения послужили отправной точкой для баховских органных переложений. Приблизительно то же мы можем заметить в репертуаре мандолины: между самым ранним сочинением в этой программе – музыкой Маттео Каччини – и пьесами, написанными в XVIII веке, лежит долгий путь, пропорциональный общему направлению музыкальной мысли.
Музыка Бортнянского – иное преломление итальянских идей, возникшее на рубеже барокко и классицизма. К концу XVIII века клавирная музыка Италии вышла в своеобразный авангард нового стиля: именно в это время сложилась «энциклопедия» типичных фактур, гораздо более близких к фортепиано, нежели к барочным клавишным. Концерт Бортнянского звучит в какой-то степени «современнее самого себя», парадоксальным образом сочетая элементы классического языка и невидимую барочную «базу».
«Сюита в старинном стиле» Шнитке рисует максимально условный образ давно ушедшей эпохи: вместо буквальных цитат или узнаваемых стилистических черт автор изображает барокко средствами общих форм движения, по сути, утративших индивидуальность и превратившихся в символический «интонационный словарь эпохи» – не столько подлинного барокко, сколько представлений о нëм, сложившихся в XX веке.
Исполнители:
Екатерина Забайрачная (мандолина, барокмандолина)
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro (Tempo giusto)
Adagio
Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Соната ре минор для мандолины и органа
Adagio
Allegro
Allegro
Presto
Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Маттео Каччини (1573–1640)
Две пьесы для барочной мандолины соло:
Aria di Venezia
Allemanda
Альфред Шнитке (1934–1998)
Сюита в старинном стиле, op. 80:
III. Menuet
IV. Fugue
Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Концерт ре мажор для чембало с оркестром (транскрипция для органа Н. Михайловой)
Пьетро Дени (XVIII в)
Каприс № 1 для мандолины соло
Аддиего Гуэрра (XVIII в.)
Соната соль мажор для мандолины и basso continuo
Allegro
Largo
Allegro
Музыка Бортнянского – иное преломление итальянских идей, возникшее на рубеже барокко и классицизма. К концу XVIII века клавирная музыка Италии вышла в своеобразный авангард нового стиля: именно в это время сложилась «энциклопедия» типичных фактур, гораздо более близких к фортепиано, нежели к барочным клавишным. Концерт Бортнянского звучит в какой-то степени «современнее самого себя», парадоксальным образом сочетая элементы классического языка и невидимую барочную «базу».
«Сюита в старинном стиле» Шнитке рисует максимально условный образ давно ушедшей эпохи: вместо буквальных цитат или узнаваемых стилистических черт автор изображает барокко средствами общих форм движения, по сути, утративших индивидуальность и превратившихся в символический «интонационный словарь эпохи» – не столько подлинного барокко, сколько представлений о нëм, сложившихся в XX веке.
Исполнители:
Екатерина Забайрачная (мандолина, барокмандолина)
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro (Tempo giusto)
Adagio
Allegro
Антонио Вивальди (1678–1741)
Соната ре минор для мандолины и органа
Adagio
Allegro
Allegro
Presto
Иоганн Себастьян Бах
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (транскрипция Adagio из Концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Маттео Каччини (1573–1640)
Две пьесы для барочной мандолины соло:
Aria di Venezia
Allemanda
Альфред Шнитке (1934–1998)
Сюита в старинном стиле, op. 80:
III. Menuet
IV. Fugue
Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Концерт ре мажор для чембало с оркестром (транскрипция для органа Н. Михайловой)
Пьетро Дени (XVIII в)
Каприс № 1 для мандолины соло
Аддиего Гуэрра (XVIII в.)
Соната соль мажор для мандолины и basso continuo
Allegro
Largo
Allegro