Балет Бориса Эйфмана
на музыку В. А. Моцарта, Г. Берлиоза, Ж.-Б. Люлли
Художник: Вячеслав Окунев
Свет: Глеб Фильштинский, Борис Эйфман
Премьера: 6 апреля 2021 года
«Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» – второе обращение Бориса Эйфмана к биографии и художественной вселенной знаменитого комедиографа. Как и представленный в 2001 году спектакль «Дон Жуан и Мольер» (превзошедший, по мнению критика The New York Times Анны Киссельгоф, все предыдущие работы хореографа), новый балет черпает драматургическую энергию в противоречивом единстве театра и действительности, в сложных, порой парадоксальных связях между автором и его персонажами. Однако теперь портрет многомерной личности французского литератора и актера прорисовывается Эйфманом с еще большей рельефностью.
Оказываясь по ту сторону занавеса, зритель осознает, из какого «сора» интриг, терзаний и забот возникают бессмертные комедии. Сам хореограф называет Мольера, создавшего свой театр, наиболее близким для себя художником.
Колоритные декорации, тщательно продуманные костюмы, динамичная световая партитура эффектно подчеркивают драматичный контраст между пленительным миром сцены и горестным повседневным бытием творца.
«Несчастны те, кто не смог найти призвание. Их земной путь подобен блужданиям слепца. Иная участь у осознавших собственное предназначение. Стремясь к сокровенной цели, они сжигают себя в служении выбранному делу.
Смыслом существования Жана-Батиста Мольера стал театр, без остатка выжимавший силы, требовавший каждодневных сражений за зрительский успех. Сопротивляясь проискам завистников и нападкам ревнителей благочестия, испытывая муки унизительной доли рогоносца, борясь с недугами, французский комедиограф не переставал играть в спектаклях и сочинять. Итог его насыщенной жизни – гениальный репертуар, с острым юмором исследующий несовершенство человеческой природы.
В балете «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» мы движемся извилистыми дорогами судьбы Жана-Батиста – от пыльных повозок, в которых колесит по Франции бродячий театр-семья, до триумфа королевской труппы Пале-Рояля и последнего появления перед публикой ее прославленного руководителя и актера.
На наших глазах из-под блистательного пера выходит череда красочных образов. Плутуют, обманываются, заводят интрижки персонажи «Школы жен», «Тартюфа», других неумирающих пьес. Впрочем, где заканчивается сцена, когда весь мир – театр?
Творчество Мольера – зеркало и вместе с тем рецепт преодоления его личных трагедий. Страдания, принесенные молодой ветреной женой Армандой, не только изнурили драматурга, но и напитали художественную фантазию. Так рождается одно из главных мольеровских произведений – пьеса о Дон Жуане. Порочный обольститель притягателен для автора и ненавидим им. И, примеряя маску Дон Жуана, своего альтер-эго, всепокоряющая сила которого столь желанна для опустошенного, слабеющего сочинителя, Мольер перевоплощается в этого героя.
Наш балет – картина тяжкого удела великого творца, чьими чернилами была кровь, а платой за возможность создавать вечное – жизнь».
Борис Эйфман
Очень красивый спектакль! Великолепны костюмы, декорации, грим. Великолепная, новейшая хореография. Очень хорош заслуженный артист, прима труппы Олег Габышев в роли Мольера. Завораживает музыка Моцарта и Берлиоза.