Бах. Страсти по Иоанну. ХII Международный органный фестиваль «Мариинский»
6 +

Бах. Страсти по Иоанну. ХII Международный органный фестиваль «Мариинский»

Описание

ХII Международный органный фестиваль «Мариинский»
Бах. Страсти по Иоанну.

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты оперы, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра
Партия органа – будет объявлено позднее
Дирижер – Константин Рылов


В ПРОГРАММЕ:
Иоганн Себастьян Бах
«Страсти по Иоанну» для солистов, хора и оркестра


Для баховских «Страстей по Иоанну» нынешний год – юбилейный; монументальная оратория великого немецкого мастера была написана и исполнена триста лет назад. Впервые она прозвучала в 1724-м, на богослужении Страстной пятницы в лейпцигском храме Святого Николая. Композитору в это время было тридцать девять лет, годом ранее он стал кантором церкви Святого Фомы. Бах будет трудиться здесь четверть века, до самой смерти, и в последнюю Страстную пятницу своей жизни вновь исполнит с певчими и оркестрантами именно «Страсти по Иоанну».

Будучи первым сочинением Баха в жанре пассионов (Passion по-немецки означает «страсть, страдание»), «Страсти по Иоанну» оказались в тени более знаменитых и масштабных «Страстей по Матфею», однако по художественным достоинствам две эти партитуры не уступают друг другу.

«Страсти» повествуют о последних днях земной жизни Иисуса Христа – от пленения до распятия и положения во гроб. Сюжетным и смысловым стержнем произведения служит канонический новозаветный текст в переводе Мартина Лютера – соответствующие главы из Евангелия от Иоанна с добавлением двух фрагментов из Евангелия от Матфея. По традиции партия рассказчика-евангелиста поручена тенору. Его реплики – не отстраненная церковная псалмодия, как это было в более ранних образцах жанра, но аффектированный речитатив. Повествовательный драматургический пласт перемежается с лирическим; личная эмоциональная реакция на трагические события сосредоточена в ариях. Религиозно-философский комментарий дается в хоралах; если ария – это «Я-высказывание», то хорал – высказывание общины, шире – церкви как собрания верующих, ведь слова и мелодии хоралов были хорошо знакомы каждому прихожанину. Совершенно иначе хор звучит в так называемых турбэ – крайне экспрессивных, коротких высказываниях «толпы» (учеников, первосвященников, стражников). Сложная, многоуровневая композиция опирается на два крупных мадригальных хора: величественный хор Herr, unser Herrscher («Господь – наш владыка») в начале и благоговейное хоровое отпевание Ruht wohl, ihr heiligen Gebeine («Покойтесь с миром, святые останки») в конце.

Не менее значим и оркестр пассионов, который многое позаимствовал из светских музыкальных жанров. Богатая тембровая палитра включает в себя самые разнообразные инструменты (кроме неуместной в «Страстях» меди), в том числе гобой да качча, гобой д’амур, виоль д’амур, виолу да гамба. Особая роль отведена органу – недаром «Страсти по Иоанну» вошли в афишу ХII Международного органного фестиваля «Мариинский». Органист исполняет партию бассо континуо – «непрерывного баса», – поддерживая тем самым всю фактуру «Страстей»: от первых тактов до заключительного хорала. Христина Батюшина

0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург