Описание
Хорал, название которого вынесено в заглавие самого концерта – баховский Das alte Jahr vergangen ist из «Органной книжечки», – относится к сравнительно немногочисленной группе лютеранских песнопений, посвящённых именно Новому году, а не Рождеству Христову. Сравнивая его с собственно рождественской музыкой, проникнутой торжеством, мы обращаем внимание на совершенно иной образ. Сумрачный, сдержанный колорит хорала, подчёркнутый хроматизмами и «растерянными» блуждающими гармониями, позволяет нам мысленно подвести итоги прошедшего года в самом беспристрастном виде – такими, какие они есть.
Токката, Adagio и фуга BWV 564 – своего рода квинтэссенция баховской виртуозности. В блестящем педальном соло, открывающем токкату, Бах превосходит все образцы подобного письма, когда-либо созданные им самим или его предшественниками: развëрнутое высказывание, порученное педали, столь самодостаточно, что заставляет нас на миг забыть о том, что педаль – лишь одна из составных частей органа, а не самостоятельный инструмент. Adagio, помещённое между токкатой и фугой – одно из достаточно редких композиционных решений для Баха, – сближает эту форму с формой итальянского концерта, весьма уважаемой и ценимой композитором.
Не все сочинения Баха из этой программы прозвучат «в первоисточнике». Зигфрид Карг-Элерт и Александр Гильман, создавшие ряд органных транскрипций отдельных частей из духовных сочинений Баха, – имена, отождествляемые с апофеозом постромантического французского органного стиля. Их обращение к музыке Баха весьма неординарно и знаменательно: с одной стороны, это свидетельство искреннего почтения и признания великой исторической фигуры, с другой – деятельный импульс к обращению «назад в историю» (который приблизительно в это же время послужил толчком к таким явлениям, как немецкий Orgelbewegung, создание Швейцером монографии о Бахе и первые шаги к исторически ориентированному исполнительству).
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Хоральные прелюдии:
Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614
Wir glauben all an einen Gott, BWV 740
Symphonie pastorale – Hirtenmusik из «Рождественской оратории», BWV 248 (транскрипция для органа Зигфрида Карг-Элерта)
Presto из кантаты Geist und Seele wird verwirret, BWV 35 (транскрипция для органа Александра Гильмана)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Eine kleine Nachtmusik («Маленькая ночная серенада»), KV 525:
Allegro
Romanze
Menuetto
Rondo
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Allegro maestoso из Сонаты для органа № 5 ре мажор, ор. 65/5
Токката, Adagio и фуга BWV 564 – своего рода квинтэссенция баховской виртуозности. В блестящем педальном соло, открывающем токкату, Бах превосходит все образцы подобного письма, когда-либо созданные им самим или его предшественниками: развëрнутое высказывание, порученное педали, столь самодостаточно, что заставляет нас на миг забыть о том, что педаль – лишь одна из составных частей органа, а не самостоятельный инструмент. Adagio, помещённое между токкатой и фугой – одно из достаточно редких композиционных решений для Баха, – сближает эту форму с формой итальянского концерта, весьма уважаемой и ценимой композитором.
Не все сочинения Баха из этой программы прозвучат «в первоисточнике». Зигфрид Карг-Элерт и Александр Гильман, создавшие ряд органных транскрипций отдельных частей из духовных сочинений Баха, – имена, отождествляемые с апофеозом постромантического французского органного стиля. Их обращение к музыке Баха весьма неординарно и знаменательно: с одной стороны, это свидетельство искреннего почтения и признания великой исторической фигуры, с другой – деятельный импульс к обращению «назад в историю» (который приблизительно в это же время послужил толчком к таким явлениям, как немецкий Orgelbewegung, создание Швейцером монографии о Бахе и первые шаги к исторически ориентированному исполнительству).
Исполнитель:
Егор Колесов (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката, adagio и фуга до мажор, BWV 564
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Хоральные прелюдии:
Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ, BWV 639
Das alte Jahr vergangen ist, BWV 614
Wir glauben all an einen Gott, BWV 740
Symphonie pastorale – Hirtenmusik из «Рождественской оратории», BWV 248 (транскрипция для органа Зигфрида Карг-Элерта)
Presto из кантаты Geist und Seele wird verwirret, BWV 35 (транскрипция для органа Александра Гильмана)
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Eine kleine Nachtmusik («Маленькая ночная серенада»), KV 525:
Allegro
Romanze
Menuetto
Rondo
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Allegro maestoso из Сонаты для органа № 5 ре мажор, ор. 65/5