Спектакль «Записки сумасшедшего» в рамках фестиваля «Встречи в России»
Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова (Грузия)
Трагикомедия в одном действии
Настоящий психоаналитический шедевр Гоголя, которым восторгались как его современники, так и нынешние критики. Раньше Достоевского Гоголь написал яркую историю о сумасшествии, которое и пугает, и смешит, и заставляет думать.
«Записки сумасшедшего» – повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1834 году. В 1835 году произведение было опубликовано в сборнике «Арабески» под названием «Клочки из записок сумасшедшего», а позднее – включено в сборник «Петербургские повести».
Повесть сразу же привлекла к себе пристальное внимание критиков и исследователей. Начиная с В.Г. Белинского, большинство из них сходится во мнении, что «Записки…» – «это психическая история болезни, изложенная в поэтической форме… это смех над сумасшедшим, которого бред и смешит, и возбуждает сострадание».
В подавляющем большинстве театральных постановок Поприщин – вызывающий жалость простак, которого довели до сумасшествия невыносимые унижения.
Главный режиссер Грибоедовского театра Георгий Маргвелашвили, чей спектакль стал самой первой постановкой «Записок…» на русской сцене Грузии, трактует легендарное произведение иначе. «Принято считать, – говорит постановщик, – что Поприщин – патологически тщеславный человек, который сошел с ума от того, что не имеет карьерного роста. Это поверхностная, самая простая трактовка. Думаю, дело тут в другом, тем более что Поприщин был титулярным советником, то есть занимал не последнюю ступень в табели о рангах Российской империи — большая часть дворянства, в том числе, Пушкин, были титулярными советниками. Нет, Поприщин не сошел с ума. И он не простак или чудак, которого нам очень жалко. Он сочинил для себя некую иллюзию (как это часто делаем и мы с вами) и поверил в нее. А что потом? «Найдешь себе бедное богатство, – пишет Гоголь, – думаешь достать его рукою, – срывает у тебя камер-юнкер или генерал». Вот тут и возникает конфликт Поприщина с самим собой, со своим воображением, и появляется острое ощущение чудовищной несправедливости во всем. Во всем! А изменить свою жизнь не получается. Что происходит с человеком в такой момент – вот в чем главный вопрос»