Описание
За исключением Наджи Хакима – современного французского органиста-виртуоза и органного композитора, – имена этой программы объединяет минимальное отношение к органной музыке как таковой. Каждый из этих композиторов реализовался в других сферах, «отдав дань» органу лишь в единичных случаях – в виде ранних опытов (Шуберт), включения органа в симфоническую партитуру (Чайковский), музыки для механических «часов с флейтами» (Моцарт). В целом же их мышление полностью принадлежало другим категориям – фортепианной музыке, романтическому симфонизму или оперному письму.
Программы, где фигурирует орган в четыре руки – включающие в себя, как правило, переложения заведомо неорганной музыки, – сложнейшее испытание для исполнителей: принципиально иной интонационный дискурс, особенности оркестрового мышления, во многом противоречащие природе органного письма (даже если речь идёт о «симфоническом» инструменте эпохи романтизма) – всё это ставит ребром вопрос о том, насколько удачно такая музыка будет звучать на органе. Исполнительские «риски» возрастают здесь в сотни раз: то, что в оригинале звучит органично и привлекательно, в переложении грозит превратиться в декоративность, а порой и комичность. И всё же органисты предпринимают такие попытки – в стремлении «выиграть» тот единственный шанс, когда благодаря совпадению множества факторов – начиная от идеальной «сыгранности» ансамбля и заканчивая качеством самого переложения, умело распределëнной фактурой и использованием регистровых красок – возникнет ощущение истинного волшебства, когда переложение прозвучит лучше и «оригинальнее» первоисточника.
Исполнители:
Наталья Лисанова (орган)
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Джоаккино Антонио Россини (1792–1868)
Увертюра к опере «Сорока-воровка» (транскрипция для органа Маурицио Макелло)
Франц Шуберт (1797–1828)
Фантазия фа минор, op. 103, D. 940 (транскрипция для органа Александра Грудинкина)
Пётр Чайковский (1840–1893)
Andante из Симфонии № 5 ми минор, op. 64 (транскрипция для органа Александра Грудинкина)
Наджи Хаким (род. 1955)
Рапсодия
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Фантазия фа минор, KV 608
Программы, где фигурирует орган в четыре руки – включающие в себя, как правило, переложения заведомо неорганной музыки, – сложнейшее испытание для исполнителей: принципиально иной интонационный дискурс, особенности оркестрового мышления, во многом противоречащие природе органного письма (даже если речь идёт о «симфоническом» инструменте эпохи романтизма) – всё это ставит ребром вопрос о том, насколько удачно такая музыка будет звучать на органе. Исполнительские «риски» возрастают здесь в сотни раз: то, что в оригинале звучит органично и привлекательно, в переложении грозит превратиться в декоративность, а порой и комичность. И всё же органисты предпринимают такие попытки – в стремлении «выиграть» тот единственный шанс, когда благодаря совпадению множества факторов – начиная от идеальной «сыгранности» ансамбля и заканчивая качеством самого переложения, умело распределëнной фактурой и использованием регистровых красок – возникнет ощущение истинного волшебства, когда переложение прозвучит лучше и «оригинальнее» первоисточника.
Исполнители:
Наталья Лисанова (орган)
Ирина Розанова (орган)
В программе:
Джоаккино Антонио Россини (1792–1868)
Увертюра к опере «Сорока-воровка» (транскрипция для органа Маурицио Макелло)
Франц Шуберт (1797–1828)
Фантазия фа минор, op. 103, D. 940 (транскрипция для органа Александра Грудинкина)
Пётр Чайковский (1840–1893)
Andante из Симфонии № 5 ми минор, op. 64 (транскрипция для органа Александра Грудинкина)
Наджи Хаким (род. 1955)
Рапсодия
Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791)
Фантазия фа минор, KV 608