Балеты на музыку Игоря Стравинского
Симфония в трех движениях
Премьера – 30 декабря 2015 года, Мариинский театр
Продолжительность спектакля 25 минут
Возрастная категория 12+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Игоря Стравинского
Хореография Раду Поклитару
Художник-постановщик и художник по костюмам – Анна Матисон
Художник по свету – Александр Сиваев
Художник по адаптации света на исторической сцене Мариинского театра – Александр Наумов
Видеографика Александра Кравченко
Ассистент хореографа – Сергей Кон
Симфонии в балете – изобретение ХХ века. Импульсом для распространения по миру жанра танцсимфонии стала постановка Федором Лопуховым в 1923 году в Петрограде балета на музыку Четвертой симфонии Бетховена. Джордж Баланчин, участвовавший в том авангардном сочинении, подхватил идею пластической интерпретации сложной музыкальной формы, сформулировав свое кредо хореографа так: «Видеть музыку, слышать танец». Увлеченный стихией чистого танца, он отказался от сюжета и излишнего психологизма, за его движениями не было человеческих страстей, а была только музыка, ее ритм и структура определяли развитие хореографического образа. Следуя этому пути, в 1972 году Баланчин создал первое пластическое воплощение партитуры Симфонии в трех движениях Стравинского. Но был в истории становления симфонического танца и другой путь. В 1930-е хореограф Леонид Мясин произвел на свет целую серию балетов-симфоний, в которых, минуя фабулу, чередой аллегорий и метафор представлял пластические размышления на разные темы. Путь Раду Поклитару в поставленной для Мариинского театра «Симфонии в трех движениях» ближе к мясинскому. В его спектакле прочитывается сюжет с завязкой, перипетиями и развязкой. Придуманные хореографом образы перекликаются с замыслом Стравинского: композитор признавался, что третья часть его Симфонии стала откликом на документальные хроники военных лет со строями марширующих солдат, и у Поклитару после, казалось бы, не предвещающих агрессии первых двух частей в финале на сцену вводятся войска. Ольга Макарова
Пульчинелла
Премьера балета Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина – 15 мая 1920 года, Русский балет Дягилева, Гранд-опера, Париж
Премьера постановки балета в хореографии Ильи Живого – 11 июля 2018 года, Мариинский-2
Продолжительность спектакля 40 минут
Возрастная категория 6+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Балет с пением в одном акте
Музыка Игоря Стравинского
Хореография и оформление Ильи Живого
Художник по костюмам – София Вартанян
Художник по свету – Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер – Оксана Клевцова
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Набережная итальянского городка. После очередного представления и веселой ночи, проведенной в шумном городе, домой возвращается пожилой актер провинциального театра. В потертом клоунском наряде, шутя и кривляясь, он развлекает прохожих, в ранний час оказавшихся на набережной. В своей сумке актер находит маску Пульчинеллы, это повод рассказать увлекательную и трогательную историю. Он приглашает зрителей устраиваться поудобнее.
Неразлучные друзья Ковьелло и Флориндо ждут своих возлюбленных. Очаровательные Розетта и Пруденца равнодушно отвечают на серенады кавалеров, потому что обе ждут появления Пульчинеллы, всеобщего любимца и балагура. На площади танцуют уличные актеры. Когда появляется Пульчинелла, девушки кидаются к нему, но герой лишь смеется над ними, ведь его сердце принадлежит Пимпинелле. Ревнивые кавалеры Розетты и Пруденцы договариваются поколотить Пульчинеллу. Пимпинелла застает своего возлюбленного в компании двух девушек. Пульчинелле приходится оправдываться и уверять Пимпинеллу, что он любит только ее. Ковьелло и Флориндо прерывают романтические объятия влюбленных и затевают драку. Пульчинелла принимает бой и, увы, терпит поражение. Кавалеры бьют его, но, услышав чьи-то шаги, отвлекаются. Пульчинелла, воспользовавшись моментом, притворяется мертвым. Его обидчики в смятении убегают прочь. Лежащего без чувств Пульчинеллу видит Фурбо и спешит на помощь. Друзья договариваются над всеми подшутить – Фурбо переодевается в наряд Пульчинеллы. Разыскивая любимого, Пимпинелла обнаруживает Пульчинеллу лежащим без сознания. На ее крик сбегаются люди. Несчастного относят к Доктору, тот констатирует смерть Пульчинеллы. Появляется Маг и рассказывает горожанам о своей силе и могуществе. Пимпинелла умоляет его воскресить ее возлюбленного. Маг соглашается помочь. Он призывает всех поучаствовать в воскрешении, и общими усилиями Пульчинеллу возвращают к жизни. Пульчинелла набрасывается на Ковьелло и Флориндо: обвиняя их в жестокости, грозит страшной карой от Мага. Ковьелло и Флориндо в ужасе падают на колени. Пимпинелла, Розетта и Пруденца умоляют пощадить кавалеров, а Маг, готовый совершить колдовство, возносит руки к небу. Пульчинелла снимает с Мага капюшон и обнаруживает, что Маг – его двойник. Довольные тем, как удалось напугать обидчиков, они разбегаются в разные стороны, заставляя толпу недоумевать и гадать, кто же из двоих настоящий Пульчинелла. Девушки бросаются вдогонку, желая выяснить правду. Ковьелло и Флориндо, напуганные и оскорбленные, решают тоже переодеться в костюм Пульчинеллы и устроить ответный розыгрыш. К ночи Пимпинелла совершенно выбивается из сил в поисках своего возлюбленного. Розетта и Пруденца тоже не могут найти его. Вдруг, танцуя, выбегает Пульчинелла, девушки радостно машут ему. Но за ним выбегает второй, а следом и третий Пульчинелла. Они падают к ногам девушек. У каждой из них теперь есть свой Пульчинелла. Появляются новые Пульчинеллы, их очень много, и все они пытаются привлечь к себе внимание, дерутся и кричат. Наконец показывается настоящий Пульчинелла. Он взбешен и разоблачает своих двойников, срывая маски. Подражатели в панике убегают, только трое прячутся за спинами Пимпинеллы, Розетты и Пруденцы. Девушки снимают с них маски, под которыми оказываются Фурбо, Ковьелло и Флориндо. Пульчинелла выговаривает Фурбо за излишнее внимание к Пимпинелле. Ковьелло и Флориндо просят прощения за свой поступок и объясняют его тем, что, переодевшись, лишь хотели добиться внимания девушек. Фурбо в мантии Мага возглавляет торжественную процессию. Пульчинелла, Ковьелло и Флориндо делают предложения своим возлюбленным, те отвечают согласием. Герои празднуют свадьбу.
Пульчинелла – балагур и остряк из народного итальянского театра. А бессрочную прописку в музыкальном театре этому эксцентричному комедианту подарила творческая воля Сергея Дягилева. Именно по его заказу Игорь Стравинский осуществил «свой первый намеренный рейд в прошлое» – cочинил партитуру о проделках персонажа комедии дель арте на основе музыки Перголези и других композиторов XVIII века. Он приправил старинную музыку своими гармониями, однако скромно подчеркивал, что «замечательно в “Пульчинелле” не то, как много, а то, как мало там добавлено или изменено». Для хореографа Ильи Живого, впервые показавшего своего «Пульчинеллу» в рамках Творческой мастерской молодых хореографов, определила решение о постановке этого балета именно музыка. «Она меня поразила непохожестью на другие работы Стравинского, а переслушал я едва ли не все его сочинения для театра, – говорит хореограф. – Я мечтал поставить сюжетный балет, до сих пор у меня не было опыта работы с литературным текстом, с характерами персонажей, но либретто «Пульчинеллы» я прочитал уже после того, как музыка меня вдохновила на постановку». А свой замысел Илья Живой характеризует так: «Мне очень хотелось сделать легкий, веселый и красочный балет, на который можно прийти всей семьей и на котором можно посмеяться».
Исполняется с разрешения Boosey & Hawkes Music Publishers Limited
Концертные танцы
Премьера: 17 ноября 2023 года, Ростовский государственный музыкальный театр
Премьера в Мариинском театре: 15 июня 2024 года
Продолжительность спектакля 25 минут
Возрастная категория 6+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Игоря Стравинского
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик – Александр Сергеев
Художник по костюмам – Леонид Алексеев
Художник по свету – Константин Бинкин
Художник по адаптации света на исторической сцене Мариинского театра – Александр Наумов
Danses concertantes для камерного оркестра Игорь Стравинский изначально не планировал для балета. «Вопреки хореографическому названию, “Концертные танцы” не сочинялись с мыслью о танце», – утверждал композитор. Однако уже через неделю после оркестровой премьеры в 1942 году предложил Джорджу Баланчину поставить хореографию на написанную музыку. Так началась сценическая жизнь этого сочинения, сегодня включающая его танцевальные воплощения разными балетмейстерами. «Для меня “Концертные танцы” – про соревнование, – говорит хореограф Александр Сергеев, подчеркивая, что слово сoncerto произошло от латинского “состязание”. – Соревнование солистов друг с другом, солистов – с пятью парами, танцовщиков – со сложным ритмом, наконец, соревнование меня с самим собой. Мне хотелось создать спектакль, в котором были бы только музыка, энергетика и хореография – и больше ничего. Однако в процессе постановочных репетиций в “Танцах” стали появляться какие-то психологические моменты, взаимоотношения между участниками этого действа».