Описание
Рубеж веков, Fin de siècle – важная историческая точка, связанная со сменой глобальных исторических периодов (именно с ней связывают завершение Нового времени и начало новейшего). В этот момент происходит большой культурный взлëт, появляется множество новых идей и направлений в разных видах искусства, в той или иной степени отражающих ключевой для своего времени конфликт: столкновение духа уходящего романтизма и наступающего модерна. Интенсивный поиск «нового искусства», эстетика декаданса, обострëнность переживаний, причудливость форм и декоративность образов, сочетающаяся с тревогой перед лицом наступающего века – всë это открывало новую страницу в истории, закладывая принципы, которые получат развитие в XX веке.
«Девушка с волосами цвета льна» – пьеса Клода Дебюсси, название которой знакомо даже самому несведущему в музыке человеку, – считается одним из символов музыкального импрессионизма. Подобно импрессионистам-живописцам, композиторы этого направления стремились к передаче тончайших, сиюминутных эффектов, мимолётных настроений, обращаясь к образам природы и прибегая к весьма неординарным новациям в технике письма.
Как в изобразительных искусствах, так и в музыке модерн был связан, в том числе, с идеей максимально «внешнего» плана образов, подчёркнутой декоративности и изысканности формы, которая практически заменяла собой содержание. В этом плане существенным контрастом к ней выступает музыка Сезара Франка – композитора-философа, чьи органные сочинения, несмотря на красоту мелодики и определённую «визуальность», отличаются исключительной глубиной, цельностью и направленностью скорее «вовнутрь», нежели «вовне».
Исполнители:
Георгий Долгов (флейта)
Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Сезар Франк (1822–1890)
Фантазия ля мажор, FWV 35
Клод Дебюсси (1862–1918)
«Девушка с волосами цвета льна»
Франсис Пуленк (1899–1963)
Соната для флейты и фортепиано, FP 164 (транскрипция для флейты и органа Зигрида Вилдта)
I. Allegro melinconico
II. Cantilena
III. Presto giocoso
Сезар Франк
Cantabile си мажор FWV 36
Pièce héroïque («Героическая пьеса») си минор, FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Эрнст фон Донаньи (1877–1960)
Пассакалия для флейты соло, op. 48 № 2
Игорь Фёдорович Стравинский (1882–1971)
«Колыбельная» из балета «Жар-птица»
Жорж Ю (1858–1948)
Блестящая фантазия для флейты и органа
«Девушка с волосами цвета льна» – пьеса Клода Дебюсси, название которой знакомо даже самому несведущему в музыке человеку, – считается одним из символов музыкального импрессионизма. Подобно импрессионистам-живописцам, композиторы этого направления стремились к передаче тончайших, сиюминутных эффектов, мимолётных настроений, обращаясь к образам природы и прибегая к весьма неординарным новациям в технике письма.
Как в изобразительных искусствах, так и в музыке модерн был связан, в том числе, с идеей максимально «внешнего» плана образов, подчёркнутой декоративности и изысканности формы, которая практически заменяла собой содержание. В этом плане существенным контрастом к ней выступает музыка Сезара Франка – композитора-философа, чьи органные сочинения, несмотря на красоту мелодики и определённую «визуальность», отличаются исключительной глубиной, цельностью и направленностью скорее «вовнутрь», нежели «вовне».
Исполнители:
Георгий Долгов (флейта)
Дарья Мееркова (орган)
В программе:
Сезар Франк (1822–1890)
Фантазия ля мажор, FWV 35
Клод Дебюсси (1862–1918)
«Девушка с волосами цвета льна»
Франсис Пуленк (1899–1963)
Соната для флейты и фортепиано, FP 164 (транскрипция для флейты и органа Зигрида Вилдта)
I. Allegro melinconico
II. Cantilena
III. Presto giocoso
Сезар Франк
Cantabile си мажор FWV 36
Pièce héroïque («Героическая пьеса») си минор, FWV 37 из цикла «Три пьесы для большого органа»
Эрнст фон Донаньи (1877–1960)
Пассакалия для флейты соло, op. 48 № 2
Игорь Фёдорович Стравинский (1882–1971)
«Колыбельная» из балета «Жар-птица»
Жорж Ю (1858–1948)
Блестящая фантазия для флейты и органа