опера Камиля Сен-Санса
Исполняется на французском языке (сопровождается синхронными титрами на русском и английском языках)
Премьера: 2 декабря 1877 года, Придворный театр великого герцога, Веймар
Премьера в Мариинском театре: 19 ноября 1896 года (на русском языке, перевод Александры Горчаковой)
Премьера постановки: 25 мая 2016 года
Продолжительность спектакля 2 часа 50 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 12+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Камиля Сен-Санса
Либретто Фердинанда Лемера
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер и художник-постановщик – Яннис Коккос
Художники по костюмам: Яннис Коккос и Паола Мариани
Драматург – Анн Бланкар
Художник по свету – Михаэль Бауэр
Видеодизайнер – Эрик Дюранто
Ответственный концертмейстер – Наталия Мордашова
Ассистент режиссера, ассистент по сценическому движению – Натали ван Парис
Ассистент художника – Барбара Кройц
Хореограф – Максим Петров
Репетитор по французскому языку – Ксения Клименко
Постановщик сценических боев – Сергей Мишенёв
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие первое
Площадь палестинского города Газа, около 1150 года до н. э. Слева храм Дагона, верховного божества филистимлян.
На площади собрались иудеи. Они обращаются к Богу с молитвой: уже давно их народ томится в рабстве у филистимлян.
Самсон призывает своих соплеменников к восстанию. Иудеи сомневаются в успехе сопротивления, но страстный призыв Самсона убеждает их. Волнения привлекают внимание сатрапа Абимелеха, правителя Газы. Его издевательская речь возмущает иудеев. В гневе Самсон убивает Абимелеха, сопровождавшие его воины в панике бегут. Встревоженный шумом, появляется верховный жрец Дагона. Увидев сатрапа мертвым, он призывает своих сограждан к мести, но те, в ужасе от восстания, спасаются бегством.
Группа иудейских старейшин собирается на молитву, чтобы возблагодарить Бога за победу. Из храма выходит жрица Далила, окруженная девушками. Она восхищается мужеством Самсона и поет обольстительную арию о весне. Напрасно один из старейшин пытается предостеречь героя – тот околдован чарами прекрасной филистимлянки.
Действие второе
Долина Сорек в Палестине. Ночь.
Далила ожидает Самсона, но мысли ее полны не любви, а мести. Появляется верховный жрец. Иудеи под предводительством Самсона одерживают всё новые победы, и жрец обещает Далиле любые дары, если она передаст героя в его руки. Но Далила не нуждается в награде: ее ненависть к Самсону и без того велика.
Собирается гроза. Приходит смущенный Самсон. Далила уверяет его в своей любви, молит быть откровенной с ней, хитростью и лаской выведывает тайну его непобедимой силы. Та – в волосах Самсона. Филистимлянка увлекает героя на ложе и, пока он спит, срезает его волосы. По ее зову воины врываются в дом и хватают Самсона.
Действие третье
Картина первая
Тюрьма в Газе.
Самсон, ослепленный и бессильный, молит Бога забрать его жизнь, но не наказывать из-за него соплеменников, вновь оказавшихся под тяжким чужеземным гнетом.
Картина вторая
Храм бога Дагона.
Филистимляне празднуют победу. Приводят слепого Самсона. Верховный жрец насмешливо приветствует поверженного героя. Далила напоминает Самсону о минутах блаженства, о том, как в ее объятиях он забыл о своем долге. В завершение церемонии Самсон должен преклонить колени перед статуей Дагона. В гневе и отчаянии герой взывает к Богу и умоляет вернуть ему силу. Он чувствует, что молитва услышана, и просит мальчика-поводыря подвести его к колоннам. Толкнув их, Самсон разрушает храм и гибнет под обломками вместе со своими врагами.
Важная информация :
Понравились исполнители: меццо-сопрано Юлии Маточкиной., сильный тенор Олега Видемана. Отлично выступил в короткой партии сатрапа Аквимелеха Михаил Петренко. Роскошный, густой нутряной бас и внушительная осанка. Очень ярким было третье действие , начиная с дуэта Далилы и Жреца. Оркестр также заслуживает всяческих похвал.