«Саламбо» сцены незавершенной оперы Модеста Мусоргского (концертное исполнение)
6 +

«Саламбо» сцены незавершенной оперы Модеста Мусоргского (концертное исполнение)

9 Ноября 20:00 Мариинский театр
Продолжительность
1 ч 50 мин
Актёры/Исполнители
Солисты оперы, камерный хор, детский хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра
Описание

ИСПОЛНИТЕЛИ:
Солисты оперы, камерный хор, детский хор и Cимфонический оркестр Мариинского театра

В ПРОГРАММЕ:
«Саламбо», сцены незавершенной оперы (концертное исполнение)
Музыка Модеста Мусоргского
Либретто композитора по одноименному роману Гюстава Флобера

Музыкальная редакция Мариинского театра
В либретто включены стихи Василия Жуковского, Аполлона Майкова, Александра Полежаева
Оркестровка Модеста Мусоргского, Николая Римского-Корсакова, Виссариона Шебалина, Вячеслава Наговицина

Хормейстер – Павел Теплов
Хормейстер детского хора – Ирина Яцемирская

«Саламбо» – оперный замысел, над воплощением которого Модест Мусоргский упорно работал с 1863 по 1866 год. Опера сочинялась практически независимо от «Могучей кучки» и М. А. Балакирева, который в эти годы был музыкальным наставником Мусоргского. По свидетельству Н. А. Римского-Корсакова композитор изредка показывал в кружке отрывки из «Саламбо» и они «вызывали частью величайшее одобрение за красоту своих тем и мыслей, частью жесточайшие порицания за беспорядочность и сумбур».
Скептическое в целом отношение в «Могучей кучке» к первому оперному опыту Мусоргского (характерно, что ни один из законченных даже в партитуре номеров «Саламбо» не был исполнен в концертах Бесплатной музыкальной школы, которой руководил Балакирев), сомнения друзей в его силах, по-видимому, стали главной причиной отказа композитора продолжать работу. Но Мусоргский не отказался от музыкального материала «Саламбо», осознавая его высокую художественную ценность. В последующие годы композитор не раз обращался к музыке оперы как к своего рода музыкальному «запаснику», заимствуя оттуда отдельные темы и более развернутые эпизоды для новых сочинений (среди них – «Борис Годунов», хор «Иисус Навин»).
Источником сюжета оперы стал роман Г. Флобера «Саламбо», русский перевод которого впервые был опубликован в 1863 году. Самостоятельно создавая либретто, Мусоргский не во всем следовал сюжету романа: именно композитор ввел важнейший мотив порабощения ливийцев Карфагеном как причину их восстания (у Флобера причина иная – наемники-ливийцы не получили обещанную плату). «Саламбо» была задумана автором в 4-х действиях, сохранившиеся автографы оперы представляют сочиненную музыку лишь частично: это отдельные номера: «Песня балеарца» из 1-го акта, «Боевая песня ливийцев» (ее традиционно относят к 1-му акту, но по содержанию она должна звучать во 2-м акте), «Хор жриц» из финала оперы; и развернутые сцены: в храме Таниты в Карфагене (2-я картина 2-го действия), «Капище Молоха» (1-я картина 3-го действия), «Подземелье Акрополиса» (1-я картина финала). По некоторым данным, Мусоргский сочинил, но, вероятно, не записал еще несколько сцен, в частности, любовную сцену Мато и Саламбо.

Пожалуй, главное впечатление, которое выносит слушатель, впервые знакомящийся с музыкой «Саламбо», это восхищение – красотой и утонченной поэтичностью лирических эпизодов, размахом и драматическим напряжением массовых сцен (самая яркая из них – жертвоприношение детей Молоху), мощью фигуры Мато. Некоторые страницы оперы (например, начало сцены обряда в храме Таниты и гимн Таните во втором действии, хор жриц в финале) по характеру музыки могут считаться уникальными, не имевшими продолжения в творчестве Мусоргского.

Очевидная ценность музыки «Саламбо» не раз приводила к попыткам придать опере по возможности целостный и даже сценический вид – невзирая на ее неполноту, обширные заимствования ее материала в позднейшие замыслы композитора, а также общепринятое мнение о невозможности завершения сочинения. Большая заслуга в возвращении «Саламбо» в отечественное и мировое музыкальное пространство принадлежит Мариинскому театру. В 1989 году по заказу театра известным петербургским композитором В. Л. Наговициным была создана оркестровая редакция оперы, представившая музыку «Саламбо» в наиболее полном виде (с включением номеров, оркестрованных самим Мусоргским, а также Римским-Корсаковым и В. Я. Шебалиным). В 1991 году по предложению В. А. Гергиева Наговицин расширил редакцию, добавив в нее музыку нескольких «родственных» «Саламбо» произведений Мусоргского (в том числе, романс «Ночь» для характеристики Саламбо). В таком варианте опера впервые была исполнена силами Мариинского театра в том же году на древнеримской арене в испанском городе Мерида. Владимир Горячих

Возрастная категория 6+

Важная информация :

Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в состав исполнителей спектаклей Театра без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актерском составе не являются основанием для возврата билета
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Ноябрь (1 мероприятие )
9
Ноября
Суббота
20:00
Мариинский театр Концертный зал Мариинского театра
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 550 - 2100
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург