на музыку Сергея Прокофьева
Премьера – 4 июля 2016 года, Мариинский театр
Продолжительность спектакля 15 минут
Возрастная категория 6+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Сергея Прокофьева (Русская увертюра для симфонического оркестра, соч. 72)
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф-постановщик – Максим Петров
Дирижер – Иван Столбов
Сценография Анастасии Травкиной и Сергея Жданова
Художник по костюмам – Татьяна Ногинова
Художник по свету – Константин Бинкин
Одноименная симфоническая пьеса написана в 1936-м. Сергей Прокофьев только что вернулся на родину после двадцати лет странствий и рассчитывал на моментальный успех: подлинные фольклорные мелодии, несложный язык, красочная оркестровка – карнавальная стихия, адресующая к «Петрушке» Стравинского и прокофьевскому «Шуту». Вслед за композитором, склонным к обобщениям и театральным преувеличениям, хореограф Максим Петров изображает не конкретную Россию, перед нами сказочное тридесятое государство, где всегда пир горой и всегда светит солнце, а веселье разрастается до тех пор, пока не потемнеет в глазах. Богдан Королёк
«Барышня и хулиган»
на музыку Дмитрия Шостаковича
Премьера – 28 декабря 1962 года, МАЛЕГОТ, Ленинград
Премьера в Мариинском театре – 30 мая 2001 года
Продолжительность спектакля 45 минут
Возрастная категория 12+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Дмитрия Шостаковича
Хореография Константина Боярского (1962)
Либретто Александра Белинского по киносценарию Владимира Маяковского
Декорации Вячеслава Окунева по мотивам сценографии Валерия Доррера
Костюмы Татьяны Ногиновой
Художник по свету – Владимир Лукасевич
Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Эпизод 1. Рабочая окраина. Хозяин улицы – молодой парень Хулиган.
На него большое впечатление производит Барышня.
Эпизод 2. В школе. В новой учительнице Хулиган узнает Барышню.
Она останавливает «распоясавшегося» Хулигана.
Эпизод 3. В парке. Хулиган хочет сказать Барышне о своей любви.
Она убегает.
Эпизод 4. Хулиган в ресторане. Барышня представляется ему видением.
Он бежит к ней. Вожак пытается задержать его.
Эпизод 5. Хулиган у дома Барышни.
Эпизод 6. Парк. Пьяные парни разгоняют гуляющих.
Хулиган вступается за Барышню и ее подруг. Бывшие приятели мстят Хулигану.
Смертельно раненный, он идет к дому Барышни.
Эпизод 7. Улица. Хулиган умирает на руках Барышни.
Этот балет – неродное дитя на Мариинской сцене: созданный в 1962 году в ленинградском Малом театре оперы и балета, обошедший многие сцены Советского Союза, только в 2001-ом он появился в афише Мариинского. А предыстория этого некогда так востребованного спектакля о послереволюционном лихолетье такова. В 1918 году на российские экраны вышел художественный фильм «Барышня и хулиган», поставленный по сценарию Владимира Маяковского. За основу сюжета был взят рассказ итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих». Главный герой – Хулиган в исполнении Маяковского видел на улице новую школьную учительницу и с первого взгляда в нее влюблялся. Вскоре он начинал посещать ее занятия. А однажды, защищая учительницу (Барышню), Хулиган в драке получал смертельную рану и умирал на глазах возлюбленной. В начале 1960-х годов по мотивам фильма Александр Белинский создал либретто одноименного балета, а балетмейстер МАЛЕГОТа Константин Боярский придумал хореографическое решение. Музыка была взята из трех многострадальных балетов Дмитрия Шостаковича – «Болт», «Золотой век» и «Светлый ручей», также в партитуру были включены фрагменты из музыки Шостаковича к кинофильмам. Премьера балета «Барышня и хулиган» состоялась в 1962 году. Советскому зрителю, за годы господства на сцене драмбалета привыкшему к балетам-пьесам, пришлась по вкусу рассказанная в танце история о нравственном перерождении Хулигана под влиянием незнакомого ему прежде чувства любви. В афише Малого оперного театра спектакль оставался вплоть до 1987 года. Один из последних его Хулиганов, Евгений Мясищев, вместе с коллегой по театру Екатериной Павловой и блиставшим в партии Хулигана в Новосибирском театре оперы и балета Сергеем Савковым в 2001-ом вернули к жизни спектакль Боярского на Мариинской сцене. Ольга Макарова
«Поцелуй феи»
балет Игоря Стравинского
Премьера в постановке Брониславы Нижинской – 27 ноября 1928 года, Балет Иды Рубинштейн, Париж
Премьера в Мариинском театре – 11 июля 2021 года
Продолжительность спектакля 45 минут
Возрастная категория 12+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Игоря Стравинского
Либретто композитора по сказкам Ханса Кристиана Андерсена
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Хореограф – Максим Петров
Художник-постановщик – Альона Пикалова
Художник по костюмам – Юлдус Бахтиозина
Художник по свету – Константин Бинкин
Ответственный концертмейстер – Людмила Свешникова
Балет «Поцелуй феи» на андерсеновский сюжет Стравинский построил из цитат, мотивов и аллюзий музыки Чайковского и посвятил партитуру памяти старшего коллеги: «Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника». Поиском такой феи (или музы) занят герой спектакля Максима Петрова. В своем прочтении сочинения Стравинского хореограф пренебрегает подробностями исходного сказочного либретто: никаких краж ребенка и фатальных свадебных подмен невесты. Его герой спасается от зимней стужи в модном пуховике и с мобильным телефоном. И фея в этой истории не одна, как у Стравинского, а целых четыре. Причем красота дуэта с очередной из них — вовсе не показатель того, что поиски героя увенчались успехом, и он встретил ту, что владеет тайной творчества. Какая из фей станет проводником в «страну вне времени и пространства», открывающуюся поцелованному, — страну, космическим образом которой композитор завершил балет?