Описание
Чтобы приблизиться к пониманию музыки Мессиана, воспринять его творческую индивидуальность во всех аспектах – начиная от экстремально сложного языка и заканчивая его мировоззренческой системой – нужно держать в уме огромное количество предпосылок к появлению этого феномена, как эстетических, так и исторических, научных, религиозных, личных. Крупнейший французский композитор и органист XX века, Мессиан неизменно воспринимал орган как инструмент сакральной музыки, способный с полным правом говорить о Боге – даже в эпоху, когда «Бог умер» и мироздание оказалось разрушено катастрофическими событиями.
Новый виток духовных исканий во французской органной музыке XX века оказался в некотором роде реакцией на сравнительно недавний (1877 г.) момент, когда орган покинул стены храма, и многовековая сакральность этого инструмента (восходящая к VII веку, «приведшему» орган в католическую церковь) впервые оказалась под вопросом. Великие потрясения XX века обернулись глобальным возвращением к религиозной и философской тематике на новом уровне – в поисках новых «точек опоры» для человечества.
В это время происходит очередной выход за пределы представлений о возможностях органа – пропорционально беспрецедентному выходу за рамки представлений о том, что в принципе возможно в музыке. Органисты этого периода опирались на концепцию позднеромантического инструмента, оснащённого гипердиспозицией (раздвинувшей акустические рамки возможного до совершенно новых ракурсов) и электрической трактурой (позволившей задействовать футуристический дискурс «сверхскоростей», с помощью которого можно было выразить сферу неземного, космического). При этом в воздухе витали идеи отхода от тональной музыки в пользу атональной – вкупе с исчезновением функциональной гармонии и радикальным пересмотром всех составных частей музыкальной ткани. Именно в этой «бездне» рождается новая церковная музыка, сочетающая остроту новых стилистических явлений с фундаментальными содержательными архетипами.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Оливье Мессиан (1908–1992)
Цикл из девяти медитаций La Nativité du Seigneur («Рождество Господне»)
1. La vierge et l`enfant («Дева и ребенок»)
2. Les bergers («Пастухи»)
3. Desseins éternels («Предвечный замысел»)
4. Le verbe («Слово»)
5. Les enfants de Dieu («Дети Божии»)
6. Les anges («Ангелы»)
7. Jésus accepte la souffrance («Иисус принимает страдания»)
8. Les mages («Волхвы»)
9. Dieu parmi nous («Бог среди нас»)
Новый виток духовных исканий во французской органной музыке XX века оказался в некотором роде реакцией на сравнительно недавний (1877 г.) момент, когда орган покинул стены храма, и многовековая сакральность этого инструмента (восходящая к VII веку, «приведшему» орган в католическую церковь) впервые оказалась под вопросом. Великие потрясения XX века обернулись глобальным возвращением к религиозной и философской тематике на новом уровне – в поисках новых «точек опоры» для человечества.
В это время происходит очередной выход за пределы представлений о возможностях органа – пропорционально беспрецедентному выходу за рамки представлений о том, что в принципе возможно в музыке. Органисты этого периода опирались на концепцию позднеромантического инструмента, оснащённого гипердиспозицией (раздвинувшей акустические рамки возможного до совершенно новых ракурсов) и электрической трактурой (позволившей задействовать футуристический дискурс «сверхскоростей», с помощью которого можно было выразить сферу неземного, космического). При этом в воздухе витали идеи отхода от тональной музыки в пользу атональной – вкупе с исчезновением функциональной гармонии и радикальным пересмотром всех составных частей музыкальной ткани. Именно в этой «бездне» рождается новая церковная музыка, сочетающая остроту новых стилистических явлений с фундаментальными содержательными архетипами.
Исполнитель:
Ольга Котлярова (орган)
В программе:
Оливье Мессиан (1908–1992)
Цикл из девяти медитаций La Nativité du Seigneur («Рождество Господне»)
1. La vierge et l`enfant («Дева и ребенок»)
2. Les bergers («Пастухи»)
3. Desseins éternels («Предвечный замысел»)
4. Le verbe («Слово»)
5. Les enfants de Dieu («Дети Божии»)
6. Les anges («Ангелы»)
7. Jésus accepte la souffrance («Иисус принимает страдания»)
8. Les mages («Волхвы»)
9. Dieu parmi nous («Бог среди нас»)