Описание
Центром этой рождественской программы несомненно являются Канонические вариации на хорал Vom Himmel hoch, da komm' ich her – одно из наиболее сложных органных произведений И. С. Баха, как с точки зрения исполнительских задач, так и в плане композиторской техники. Бах написал вариации в последние годы жизни; поводом к этому профессиональному подвигу послужило его желание вступить в Мицлеровское музыкальное общество – собрание крупнейших музыкальных учëных. Пять вариаций, включающих в себя искуснейшие канонические разработки, предвосхищают такие вершины полифонического мастерства Баха, как Музыкальное приношение и Искусство фуги.
Музыкальное изображение зимы в одноимённом концерте Вивальди, который прозвучит в сегодняшней программе – как и многие другие барочные сочинения в жанре «времëн года» – родилось на волне тех звукоизобразительных, живописательных идей, которые в часто отождествляются с самим духом барочной эстетики. Грань между изображением некоего объективного явления и выражением того или иного аффекта была достаточно размытой; обе эти задачи решались средствами так называемой музыкальной риторики – системы символов, заключëнной в устойчивых интонациях или ритмических рисунках, порой буквально пронизывающих всю музыкальную ткань.
Органное переложение инструментального концерта – жанр отнюдь не новый, но возникший буквально вслед за оригиналом. Два концерта Иоганна Себастьяна Баха, которые прозвучат в программе, входят в ряд его блестящих транскрипций вивальдиевской музыки. Перенос полëтной смычковой фактуры на клавишный инструмент, с иным звукоизвлечением и техническими особенностями, неизбежно драматизирует модус произведения. С другой стороны, здесь сохраняется общий аффект «соревновательности» двух групп оркестра (на помощь приходит чередование мануалов) и непрерывное, лишëнное остановок движение, несвойственное типичным клавирным жанрам, предполагающим известную дискретность формы. Бах, по всей видимости, ощущая в этом противоречии своеобразный импульс, создал ряд подобных переложений как для клавесина (концерты BWV 972 – BWV 987), так и для органа (BWV 591 – BWV 596).
Исполнитель:
Анна Кириллова (орган, Швейцария)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro (Tempo giusto)
Adagio
Allegro
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Вариации на тему Mein Junges hat ein End
Клод-Бенин Бальбатр (1724–1799)
Рождественская сюита. Quand Jésus naquit à Noël
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди)
Largo e spiccato
Allegro
Канонические вариации на рождественский гимн Vom Himmel hoch, da komm ich her, BWV 769
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт фа минор L'inverno («Зима»), RV 297 из цикла Le quattro stagioni (транскрипция для органа соло)
Allegro non molto
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565
Музыкальное изображение зимы в одноимённом концерте Вивальди, который прозвучит в сегодняшней программе – как и многие другие барочные сочинения в жанре «времëн года» – родилось на волне тех звукоизобразительных, живописательных идей, которые в часто отождествляются с самим духом барочной эстетики. Грань между изображением некоего объективного явления и выражением того или иного аффекта была достаточно размытой; обе эти задачи решались средствами так называемой музыкальной риторики – системы символов, заключëнной в устойчивых интонациях или ритмических рисунках, порой буквально пронизывающих всю музыкальную ткань.
Органное переложение инструментального концерта – жанр отнюдь не новый, но возникший буквально вслед за оригиналом. Два концерта Иоганна Себастьяна Баха, которые прозвучат в программе, входят в ряд его блестящих транскрипций вивальдиевской музыки. Перенос полëтной смычковой фактуры на клавишный инструмент, с иным звукоизвлечением и техническими особенностями, неизбежно драматизирует модус произведения. С другой стороны, здесь сохраняется общий аффект «соревновательности» двух групп оркестра (на помощь приходит чередование мануалов) и непрерывное, лишëнное остановок движение, несвойственное типичным клавирным жанрам, предполагающим известную дискретность формы. Бах, по всей видимости, ощущая в этом противоречии своеобразный импульс, создал ряд подобных переложений как для клавесина (концерты BWV 972 – BWV 987), так и для органа (BWV 591 – BWV 596).
Исполнитель:
Анна Кириллова (орган, Швейцария)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro (Tempo giusto)
Adagio
Allegro
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Вариации на тему Mein Junges hat ein End
Клод-Бенин Бальбатр (1724–1799)
Рождественская сюита. Quand Jésus naquit à Noël
Иоганн Себастьян Бах
Концерт ре минор, BWV 596 (транскрипция концерта ре минор, RV 565 Антонио Вивальди)
Largo e spiccato
Allegro
Канонические вариации на рождественский гимн Vom Himmel hoch, da komm ich her, BWV 769
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Антонио Вивальди (1678–1741)
Концерт фа минор L'inverno («Зима»), RV 297 из цикла Le quattro stagioni (транскрипция для органа соло)
Allegro non molto
Largo
Allegro
Иоганн Себастьян Бах
Токката и фуга ре минор, BWV 565