XIV Международный театральный фестиваль «Александринский»
Годы сталинизма и фигура Сталина – одна из самых сложных и болезненных тем российской истории. Тема, до сих пор раскалывающая российское общество и поистине трагическая. Но каждая трагедия имеет свои истоки, и театр обращается именно к ним. «Рождение Сталина» – спектакль о духовном, нравственном перерождении, о превращении молодого революционера Иосифа Джугашвили в вождя, об исчезновении человека и рождении тирана.
«Сама идея родилась у меня года три назад. Мне захотелось исследовать механизм – как рождается Сталин и одновременно – это неизбежно – исчезает человек по имени Джугашвили. Он ведь решительно отрицал все, что было связано с его юностью.... Вот эту черную дыру в его биографии я почувствовал, когда стал интересоваться, и мне захотелось исследовать период его молодости – еще до ссылки. В биографии Сталина действительно много алогичного и даже мистического. Мы не следуем буквально документам, фактам. Театр имеет право домысливать, на то он и театр. Мистика еще и в том, что именно такой человек в итоге и оказался у руля страны», – говорит Валерий Фокин.
В основе сценической композиции – исторические материалы, фрагменты из романа Ф.М. Достоевского «Бесы», а также тексты современных авторов.
Театру важно понять, какие факты биографии, особенности характера и личности бывшего семинариста, революционного романтика, послужили толчком к возникновению столь трагической фигуры истории, но еще важнее увидеть универсальные законы трансформации души человека и искушения общества.
Премьера – 22 февраля 2019 года
В спектакле звучат фрагменты из песен:
«Варшавянка» (В. Вольский, В. Свенцицкий, русский текст – Г. Кржижановский), «Сулико» (В. Церетели, А. Церетели), «Адандали дандали» (Р. Лагидзе), а также грузинская народная музыка.
Соло на дудуке – Хачатур Саркисьянц
В художественном оформлении спектакля использованы работы Д. Вепхвадзе, Л. Лагорио, С. Меркулова
В спектакле звучит стихотворение И. Джугашвили (Сталина) "Утро"
Александринский театр благодарит за помощь в работе над спектаклем Георгия Гамкрелидзе и Давида Мегрелишвили.
Роли и исполнители:
Иосиф Джугашвили (Сосо) – Владимир Кошевой
Сталин – Пётр Семак
Камо – Иван Ефремов
Ольга – Анна Блинова
Давид – Николай Белин
Сандро – Дмитрий Бутеев
Ираклий – Тимур Акшенцев
Бархатов – Александр Лушин
Отец Григорий, Трактирщик – Дмитрий Гирев
Отец Ольги – Владимир Лисецкий
Кеке, мать Сосо – Елена Немзер
Девушки-террористки – Дарья Клименко, Екатерина Шумакова
Полицейский – Евгений Кошелев
Тюремщики – Николай Гусев, Валерий Степанов
Сын Бархатова – Никита Башлай/ Андриа Болквадзе/ Иван Григорьев/ Владислав Клишо
Мальчики-газетчики – Малхаз Абрамишвили, Андриа Болквадзе, Гурам Гасвиани, Сандро Кобахидзе, Илья Мепория, Саба Харебава
Спектакль идет без антракта.
Уходили в таком состоянии.... до глубины души. Браво артистам!!!Режиссеру, постановщикам, бутафорщикам, реквизиторам и другим огромный поклон!
Тем более, спектакль Валерия Фокина - а это всегда интересно и интригующе.
Второе - это Александринский театр, а там это только внутри здания просто есть что посмотреть интересного.
Правда, мы сидели на самом верхнем ярусе (высоко в по-центру): но это получилось не дорого (самое дешевое); почти первые спектакли после "пандемии"; и так-же в "морской" бинокль 10х50 - видно все, как "на ладони"... :-)
Советуем.
Спектакль отличный!
Спектакль средненький, при том, что вроде бы и актёры неплохие, и тема интересная. Мне понравилась главная мысль: показать формирование личности, для которой люди -лишь средство для достижения цели, когда они исчерпали свою полезность, их нужно устранять, а чем больше крови прольётся, тем лучше. Вот это осмысление сталинского тоталитарного режима в общем-то интересно, и всё могло бы быть получиться, но к сожалению, спектакль очень скучный и затянутый. Какие-то пустые диалоги, мхатовские паузы, да ещё и кресла в театре очень жёсткие, даже не кресла, а стулья. Из-за этого смотреть 2 часа спектакль просто физически тяжело.
Смотрится на одном дыхании... Джугашвили (Сталин) от учёбы в семинарии, плюющий на все нормы морали. Убийство для него и его подельников вызывает только радость. Уже тогда он учился манипулировать людьми и плести интриги.
Очень хорошо передана атмосфера Грузии. С её мелодичными песнями, пейзажами, грузинским языком...