Описание
Контраст между жизнеутверждающим «барочным мажором» (статистически менее распространённым в музыке этого времени) в лице Букстехуде, Свелинка и Генделя и трагической бездной баховской Чаконы, в сущности, становится основной движущей силой этой программы. С другой стороны, эмоциональная открытость этой музыки оттеняется более «повествовательными», философскими страницами органной сферы – хоральными обработками; непосредственность аффекта, свойственная свободным сочинениям, здесь несколько сглаживается в сторону баланса эмоционального и интеллектуального.
Vater unser Георга Бëма – одно из наиболее известных органных сочинений предбаховского времени – по сути, представляет собой основательное погружение северонемецкой органной мысли в традиции французского письма с его богатой орнаментикой, «слепок» с которого открыл новые пути развития хоральной обработки. Именно это произведение, отмеченное блестящим совершенством каждой детали и исключительной взвешенностью всех выразительных средств, послужило образцов для многих хоралов Иоганна Себастьяна Баха, разработанных в подобной манере. К ним относится, в частности, O Mensch bewein dein Sünde groß – хорал из «Органной книжечки», обращающий на себя внимание бесконечно «вьющейся» линией колорированного cantus firmus'а, накладывающейся на объёмную прозрачную фактуру гармонической поддержки. При этом каждый разворот этой линии весьма индивидуален – такая детализированность интонации, исключающая какую-либо декоративность в пользу осмысленности, говорит о том, что Бах, так же как и Бём, безупречно владел принципами музыкальной риторики.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия ре мажор, BuxWV 139
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Ballo del Granduca
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531
Две хоральные прелюдии:
O Mensch bewein dein Sünde gross, BWV 622
Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645
Чакона из скрипичной партиты ре минор, BWV 1004 (транскрипция для органа Матиаса Келлера)
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Halleluja из оратории «Мессия», HWV 56 (транскрипция для органа Генри М. Данхэма)
Vater unser Георга Бëма – одно из наиболее известных органных сочинений предбаховского времени – по сути, представляет собой основательное погружение северонемецкой органной мысли в традиции французского письма с его богатой орнаментикой, «слепок» с которого открыл новые пути развития хоральной обработки. Именно это произведение, отмеченное блестящим совершенством каждой детали и исключительной взвешенностью всех выразительных средств, послужило образцов для многих хоралов Иоганна Себастьяна Баха, разработанных в подобной манере. К ним относится, в частности, O Mensch bewein dein Sünde groß – хорал из «Органной книжечки», обращающий на себя внимание бесконечно «вьющейся» линией колорированного cantus firmus'а, накладывающейся на объёмную прозрачную фактуру гармонической поддержки. При этом каждый разворот этой линии весьма индивидуален – такая детализированность интонации, исключающая какую-либо декоративность в пользу осмысленности, говорит о том, что Бах, так же как и Бём, безупречно владел принципами музыкальной риторики.
Исполнитель:
Александр Новосёлов (орган, г. Кондопога)
В программе:
Дитрих Букстехуде (1637–1707)
Прелюдия ре мажор, BuxWV 139
Ян Питерсзон Свелинк (1562–1621)
Ballo del Granduca
Георг Бём (1661–1733)
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 531
Две хоральные прелюдии:
O Mensch bewein dein Sünde gross, BWV 622
Wachet auf, ruft uns die Stimme, BWV 645
Чакона из скрипичной партиты ре минор, BWV 1004 (транскрипция для органа Матиаса Келлера)
Георг Фридрих Гендель (1685–1759)
Halleluja из оратории «Мессия», HWV 56 (транскрипция для органа Генри М. Данхэма)