Описание
14 и 15 июля - премьера
«ПОЛЯРНАЯ БОЛЕЗНЬ»
по пьесе М.Малухиной
Режиссер – Андрей Сидельников
Сценография Анвара Гумарова
Художник по костюмам Мария Лукка
Художник по свету Тарас Михалевский
Композитор – Анатолий Гонье
В спектакле заняты: Инна Анциферова, Варя Светлова, Ангелина Столярова, Александра Сыдорук, Семён Авралёв, Василий Гетманов, Юрий Ершов, Вадим Лунгу, Алексей Бондаренко, Абдукарим Шамсиддинов, Александр Поляков, Всеволод Терновский
Пьеса Марии Малухиной «Полярная болезнь» вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка»-2021, стала победителем в драматургической программе Международного литературного конкурса им. М.А. Волошина в 2022 г., вошла в шорт-лист конкурса «Кульминация».
Казалось бы, пьеса челночницах уже далеких 90-х, но это только внешняя канва… В пьесе есть те самые глубинные пласты, за которыми зрители и идут в театр. Здесь и отсылка к северному фольклору, и история женской дружбы, и сила духа несломленных русских женщин…
Интересное:
В конце XIX века русские этнографы зафиксировали распространенную среди северян экзотическую болезнь – мерячение. Жертвы этой болезни впадали в транс: пели песни на неизвестных языках, некоторые из них теряли самоконтроль и, словно под гипнозом, выполняли чужие команды. Некоторые шли за Полярной звездой, даже если им это грозило гибелью. Они тонули в море или замерзали в тундре. Местные жители назвали это состояние «общением с духами».
Ученые пытались найти свое объяснение происходящему. За много лет наблюдений у некоторых народностей и этносов исследователи установили, что филиппинский амок (немотивированная агрессия), среднерусское кликушество, малайскую болезнь лата, имубакко у народа айны объединяют два фактора: привязка к определенному региону и похожие симптомы. Эти симптомы напоминают безрассудное поведение пациента, некоторое сходство с шизофренией. Мерячение (или арктическая истерия) ограничено с юга полярным кругом, а на севере – чем дальше, тем ярче выражены симптомы.
Из интервью режиссера Андрея Сидельникова:
Я прочитал много пьес в рамках Независимого фестиваля драматургии «Любимовка», а потом меня с этой пьесой пригласили на «читку». Мы сделали показ в Челябинске и я «заболел» этой пьесой – случилась своего рода «полярная болезнь».
Бытовое подробное существование в автобусе - и вдруг открывается другое пространство: оно параллельное, в котором есть боги севера, духи севера. И это, конечно, не реальность, а наши сны, наши страхи, наше подсознание в некотором роде. И для этого мне понадобилась именно Большая сцена.
Когда я принес Виктору Абрамовичу Новикову несколько пьес на выбор, он выбрал именно эту. Не знаю, почему он сделал такой выбор, но понимаю, что значит эта пьеса для меня: это гимн женщинам 90-х. Это низкий поклон и благодарность моей маме, которая вырастила трех детей. Героини пьесы – как три сестры для меня. Вот одна – учительница. Она очень хорошая учительница, у нее даже клички нет. Но она вынуждена тащить эти сумки и продавать. Вот девчонка, которая хочет учиться, а вынуждена терпеть страшные надругательства, спасая маму, а вот и третья - дурочка, которая всё продала, чтобы навсегда уехать в Турцию… У всех героинь есть мечты, а первейшая из них - перепрыгнуть это время, эти страшные 90-е…
Наши героини приняли решение, пусть даже неправильное: одна перестала быть учителем, другая сбежала от проблем, бросив маму и выбрав иллюзорную свободу-деньги, третья – продала всё и потеряла… Они всё поняли в конце про «птицу счастья», но смогли объединиться втроём, помогая друг другу, чтобы оставаться людьми. И финал спектакля, как мне кажется, это не кара, а свет понимания себя, чужой жизни, этого мира.
Мы ждем неравнодушного зрителя. Который хочет ЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Не удовольствие получать, а чувствовать, понимать жизнь, понимать, что все мы люди.
«ПОЛЯРНАЯ БОЛЕЗНЬ»
по пьесе М.Малухиной
Режиссер – Андрей Сидельников
Сценография Анвара Гумарова
Художник по костюмам Мария Лукка
Художник по свету Тарас Михалевский
Композитор – Анатолий Гонье
В спектакле заняты: Инна Анциферова, Варя Светлова, Ангелина Столярова, Александра Сыдорук, Семён Авралёв, Василий Гетманов, Юрий Ершов, Вадим Лунгу, Алексей Бондаренко, Абдукарим Шамсиддинов, Александр Поляков, Всеволод Терновский
Пьеса Марии Малухиной «Полярная болезнь» вошла в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка»-2021, стала победителем в драматургической программе Международного литературного конкурса им. М.А. Волошина в 2022 г., вошла в шорт-лист конкурса «Кульминация».
Казалось бы, пьеса челночницах уже далеких 90-х, но это только внешняя канва… В пьесе есть те самые глубинные пласты, за которыми зрители и идут в театр. Здесь и отсылка к северному фольклору, и история женской дружбы, и сила духа несломленных русских женщин…
Интересное:
В конце XIX века русские этнографы зафиксировали распространенную среди северян экзотическую болезнь – мерячение. Жертвы этой болезни впадали в транс: пели песни на неизвестных языках, некоторые из них теряли самоконтроль и, словно под гипнозом, выполняли чужие команды. Некоторые шли за Полярной звездой, даже если им это грозило гибелью. Они тонули в море или замерзали в тундре. Местные жители назвали это состояние «общением с духами».
Ученые пытались найти свое объяснение происходящему. За много лет наблюдений у некоторых народностей и этносов исследователи установили, что филиппинский амок (немотивированная агрессия), среднерусское кликушество, малайскую болезнь лата, имубакко у народа айны объединяют два фактора: привязка к определенному региону и похожие симптомы. Эти симптомы напоминают безрассудное поведение пациента, некоторое сходство с шизофренией. Мерячение (или арктическая истерия) ограничено с юга полярным кругом, а на севере – чем дальше, тем ярче выражены симптомы.
Из интервью режиссера Андрея Сидельникова:
Я прочитал много пьес в рамках Независимого фестиваля драматургии «Любимовка», а потом меня с этой пьесой пригласили на «читку». Мы сделали показ в Челябинске и я «заболел» этой пьесой – случилась своего рода «полярная болезнь».
Бытовое подробное существование в автобусе - и вдруг открывается другое пространство: оно параллельное, в котором есть боги севера, духи севера. И это, конечно, не реальность, а наши сны, наши страхи, наше подсознание в некотором роде. И для этого мне понадобилась именно Большая сцена.
Когда я принес Виктору Абрамовичу Новикову несколько пьес на выбор, он выбрал именно эту. Не знаю, почему он сделал такой выбор, но понимаю, что значит эта пьеса для меня: это гимн женщинам 90-х. Это низкий поклон и благодарность моей маме, которая вырастила трех детей. Героини пьесы – как три сестры для меня. Вот одна – учительница. Она очень хорошая учительница, у нее даже клички нет. Но она вынуждена тащить эти сумки и продавать. Вот девчонка, которая хочет учиться, а вынуждена терпеть страшные надругательства, спасая маму, а вот и третья - дурочка, которая всё продала, чтобы навсегда уехать в Турцию… У всех героинь есть мечты, а первейшая из них - перепрыгнуть это время, эти страшные 90-е…
Наши героини приняли решение, пусть даже неправильное: одна перестала быть учителем, другая сбежала от проблем, бросив маму и выбрав иллюзорную свободу-деньги, третья – продала всё и потеряла… Они всё поняли в конце про «птицу счастья», но смогли объединиться втроём, помогая друг другу, чтобы оставаться людьми. И финал спектакля, как мне кажется, это не кара, а свет понимания себя, чужой жизни, этого мира.
Мы ждем неравнодушного зрителя. Который хочет ЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Не удовольствие получать, а чувствовать, понимать жизнь, понимать, что все мы люди.