Концерт органной музыки «От belcanto к контрапункту»
6 +

Концерт органной музыки «От belcanto к контрапункту»

Актёры/Исполнители
Светлана Фурник (орган)
Описание
«Музыка изъясняющаяся» и «музыка выражающая» – так, по меткому замечанию Николауса Арнонкура, можно было бы охарактеризовать основное концептуальное различие между барокко и романтизмом. В этой программе мы имеем возможность увидеть этот контраст музыкального мышления в непосредственном чередовании: «интеллектуальная», риторическая музыка Баха, обладающая полифонической сложностью и архитектурностью формы, сопоставляется с «музыкой красивых мелодий».

Знаменитый Вокализ Рахманинова – та самая «мелодия широкого дыхания», которую справедливо приводят в пример как противоположность барочной парадигме: протяжённые фразы, создающие непрерывное течение мелодии, своими контурами напоминают одновременно народную песню и лирический романс. Отказ от вербальной стороны (в оригинале произведение предназначено для голоса без слов) делает это сочинение точкой максимальной удалённости от Баха и барокко. Мелодика такого склада была в полном смысле основным романтическим тропом; в том же духе написана «Ангельская грёза» Рубинштейна, получившая большую популярность в органной транскрипции.

В XX веке происходит новое обращение к барочным формам; с одной стороны, они привлекают внимание композиторов к историческим методам письма, возвращая к идее главенства полифонии над гомофонным складом, с другой – наполняются новым содержанием, порой радикально переосмысляются. Вариации на basso ostinato (в этой программе впрямую сопоставленные с барочным «эталоном» такой формы в виде BWV 582) стали плодотворной почвой для этого переопределения: упорный, неуклонно повторяющийся бас создавал мощный образ замкнутости, неотвратимости и неотступности.

Исполнитель:
Светлана Фурник (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга до мажор, BWV 545

Антон Рубинштейн (1829–1894)
Rêve angélique («Ангельская грёза»), op. 10, № 22 (транскрипция для органа Э. Лемара)

Иоганн Себастьян Бах
Пассакалия до минор, BWV 582

Сергей Рахманинов (1873–1943)
Вокализ, ор. 34, № 14 (транскрипция для органа Жана-Поля Имбера)

Иоганн Себастьян Бах
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
  Allegro
  Adagio
  Allegro

Христофор Кушнарев (1890–1960)
Пассакалия фа-диез минор
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург