Цикл концертов Soirées d'orgue sur Kovensky/Органные вечера на Ковенском
Органный концерт «Органная Германия: от Баха до Мендельсона».
Органная Германия: от Баха до Мендельсона — невероятное путешествие сквозь эпохи. Величие опусов Букстехуде, смешение различных европейских традиций в музыкальном языке Муффата, бескрайний космос Баха и переосмысление фундаментальных немецких традиций в творчестве великого романтика Мендельсона.
Дитрих Букстехуде — композитор и органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, в течение 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Святой Марии в Любеке. Именно там он организовал открытый фестиваль органной музыки. Масштабность и драматизм опусов Букстехуде стали предвестниками органного стиля Баха.
Георг Муффат учился в Париже служил органистом в Вене, Праге, Зальцбурге, Пассау. Его творчество — важный этап в создании музыкального языка позднего барокко, основанного на смешении итальянских и французских традиций. Музыкант усовершенствовал жанр органной токкаты, создал уникальные органные партиты. Самый известный его сборник для короля инструментов Apparatus musico organisticus объединил 12 токкат, чакону и пассакалью.
Необъятное органное наследие Иоганна Себастьяна Баха охватывает множество жанров. Протестантский хорал и хоральная обработка занимают одно из важнейших мест в немецком музыкальном искусстве барокко. В творчестве Баха обработка протестантского хорала достигла вершины развития. Прослужив большую часть жизни в церкви и написав огромное количество церковной музыки, композитор создал в области хоральной обработки шедевры высочайшего мастерства и совершенства.
Феликс Мендельсон, подаривший всему миру забытого в XIX столетии Баха, продолжил его традиции, наполнив органную историю своего времени удивительными открытиями и возродив интерес к органу. Связь с музыкой Баха проходит через всё творчество великого романтика. Мендельсон жил в Лейпциге и давал концерты на органе церкви Святого Фомы, за которым прежде блистал Бах. Мендельсон прославился не только как композитор, дирижер, но и как блестящий органист-импровизатор. Из многочисленных импровизаций и отдельных пьес и родился цикл из Шести сонат, ставший центром органного творчества Мендельсона.
Неожиданный финал вечера — Пассакалья из оперы Дмитрия Шостаковича «Катерина Измайлова».
Органная Германия: прогулка через века.
Один из уникальных исторических органов семейства Walcker 1910 года рождения поразит вас своим неповторимым звучанием в Римско-католическом храме Матери Божией Лурдской. На нем одинаково хорошо звучит и барочная и романтическая музыка, в чем вы можете убедиться, посетив наши концерты.
Валькер (Walcker) — немецкая династия органостроителей, первый представитель которой Эбергардт Фридрих Валькер, жил в XVIII столетии. Инструменты этой фирмы установлены во многих странах Европы и в России.
Храм Матери Божией Лурдской в Ковенском переулке — особый уголок Петербурга, пропитанный истинно французской энергетикой. Высочайшее соизволение «французским гражданам построить церковь и содержать её на свои средства» было дано императором Николаем II 19 октября 1898 года. В 1909 году храм был возведен по проекту Леонтия Бенуа, сына великого петербургского зодчего, архитектора Высочайшего двора, академика Николая Бенуа, который долгое время был синдиком французской католической общины Санкт-Петербурга.
Выделяясь совершенно необычным для католических церквей в России силуэтом, и самобытной обработкой камня, храм задуман в южнофранцузском романском стиле. Notre Dame de Francе — единственный в Петербурге католический приход, не закрывшийся в советский период. Его спасло то, что он был приписан к французскому посольству. В 1966 году, во время визита в Ленинград, храм посетил генерал де Голль. Интересный факт — к приезду президента Франции Ковенский переулок заасфальтировали и украсили клумбами за одну ночь!
Программа:
Дитрих Букстехуде (1637–1707) Прелюдия ми минор BuxWV 142
Канцонетта ля минор BuxWV 225
Георг Муффат (1653–1704) Токката Tertia из сборника Apparatus Musico Organisticus
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Хоральная прелюдия Wenn wir in höchsten Nöten sein (Когда в великой мы нужде) BWV 641
Токката и фуга фа мажор BWV 540
Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847) Соната ре минор оp. 65 № 6
Дмитрий Шостакович (1906–1975) Пассакалья из оперы «Катерина Измайлова»
Исполнитель:
Лауреат международных конкурсов
Аида Глухова, орган
Продолжительность концерта – 1 час 10 минут без антракта; концерт предназначен для всех категорий зрителей старше 6 лет.