Описание
Все произведения, составляющие программу этого концерта, относятся к итальянскому стилю – какие-то из них были написаны непосредственно в Италии, какие-то созданы композиторами других стран, однако с явной опорой на соответствующие стилистические черты. При этом речь идёт преимущественно о позднем барокко: самые «ранние» в этой программе авторы – Франческо Дуранте и Алессандро Марчелло – фактически относятся к поколению современников Баха, а Джованни Баттиста Пешетти и Андреа Луккези – и вовсе композиторы постбарочной эпохи, чью музыку многие слушатели могли бы назвать про себя как «похожую на Моцарта».
Действительно, итальянская музыка этого времени уже не воспринимается на слух как барочная: она постепенно утрачивает риторическую сложность, обретая взамен простоту мелодий и форм, от которой остаëтся всего один шаг до новой эпохи – музыки классицизма. Соната Дмитрия Бортнянского – одного из первых русских композиторов, получившего образование в Италии, – яркий тому пример: в первой части мы обнаруживаем почти классическую, прочно ассоциирующуюся с новой эпохой, сонатную форму, а музыкальный язык всей сонаты отнюдь не противоречит лексикону классицизма, к началу XIX века достигшего своего расцвета.
Произведения И. С. Баха – наиболее масштабная с «органной» точки зрения часть программы – представляют собой также «итальянскую» (и также «современную», не архаичную для своего времени) ветвь его творчества. Таковы органные переложения скрипичных концертов Антонио Вивальди и герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского (чей концерт создан в подражание Вивальди), а также органное переложение знаменитой Арии из оркестровой сюиты ре мажор – традиционный итальянский жанр, напоминающий нам об опосредованных раннеитальянских влияниях на немецкую музыку, восходящих к Пахельбелю и Иоганну Кригеру.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Франческо Дуранте (1684–1755)
Увертюра
Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704–1766)
Соната до минор
Андреа Луккези (1741–1801)
Соната до мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (переложение концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Соната до мажор
Иоганн Себастьян Бах
Концерт соль мажор, BWV 592а (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Allegro
Grave
Presto
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro
Действительно, итальянская музыка этого времени уже не воспринимается на слух как барочная: она постепенно утрачивает риторическую сложность, обретая взамен простоту мелодий и форм, от которой остаëтся всего один шаг до новой эпохи – музыки классицизма. Соната Дмитрия Бортнянского – одного из первых русских композиторов, получившего образование в Италии, – яркий тому пример: в первой части мы обнаруживаем почти классическую, прочно ассоциирующуюся с новой эпохой, сонатную форму, а музыкальный язык всей сонаты отнюдь не противоречит лексикону классицизма, к началу XIX века достигшего своего расцвета.
Произведения И. С. Баха – наиболее масштабная с «органной» точки зрения часть программы – представляют собой также «итальянскую» (и также «современную», не архаичную для своего времени) ветвь его творчества. Таковы органные переложения скрипичных концертов Антонио Вивальди и герцога Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского (чей концерт создан в подражание Вивальди), а также органное переложение знаменитой Арии из оркестровой сюиты ре мажор – традиционный итальянский жанр, напоминающий нам об опосредованных раннеитальянских влияниях на немецкую музыку, восходящих к Пахельбелю и Иоганну Кригеру.
Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)
В программе:
Франческо Дуранте (1684–1755)
Увертюра
Джованни Баттиста Пешетти (ок. 1704–1766)
Соната до минор
Андреа Луккези (1741–1801)
Соната до мажор
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Adagio из Концерта ре минор, BWV 974 (переложение концерта для гобоя с оркестром ре минор, S. Z799 Алессандро Марчелло)
Дмитрий Бортнянский (1751–1825)
Соната до мажор
Иоганн Себастьян Бах
Концерт соль мажор, BWV 592а (транскрипция концерта соль мажор Иоганна Эрнста IV Саксен-Веймарского)
Allegro
Grave
Presto
Ария из Оркестровой сюиты № 3 ре мажор, BWV 1068
Концерт ля минор, BWV 593 (транскрипция концерта ля минор, RV 522 Антонио Вивальди)
Allegro
Adagio
Allegro