Легендарный певец Орфей, которому внимали не только люди, но и боги Древней Греции, является символом музыкального искусства. Неслучайно его образ периодически находит отражение в произведениях композиторов. Согласно распространенной версии, отцом Орфея был фракийский царь Эагр, матерью – муза эпической поэзии Каллиопа, а лира, на которой музыкант играл, стала драгоценным подарком бога Аполлона, покровительствующего искусству.
Программа Симфонического оркестра Санкт-Петербурга во главе с художественным руководителем Сергеем Стадлером представит великолепную панораму сочинений, вдохновленных одним из самых известных героев древнегреческой мифологии.
Концерт откроет фрагмент из музыки балета «Орфей», созданного французским композитором Жаном Роже-Дюкасом специально для прославленного танцовщика и хореографа Михаила Фокина.
«Орфей», написанный Монтеверди, – выдающийся пример, который запечатлел образ музыканта в опере практически на заре ее исторического развития. Инструментальные фрагменты из оперной партитуры начала XVII столетия прозвучат в транскрипции для струнного оркестра, которая была осуществлена итальянским композитором Малипьеро спустя более трех столетий.
Выдающийся хореограф Джордж Баланчин считал, что Стравинский — это Орфей XX века. Возможно, именно эта позиция обусловила заказ балета с одноименным названием композитору. Музыка балета «Орфей», фрагменты из которого прозвучат, написана в неоклассическом стиле.
Завершит первое отделение увертюра к опере «Душа философа, или Орфей и Эвридика», созданная Гайдном для лондонской сцены и обнаруженная в середине прошлого столетия.
Во втором отделении будут исполнены два акта из оперы «Орфей и Эвридика», принадлежащей перу Глюка. В партитуре австрийского композитора мифологический сюжет нашел одно из самых органичных претворений, что позволило опере «Орфей и Эвридика» стать совершенным творением эпохи классицизма. Глюк неоднократно редактировал свое сочинение для различных постановок; в программе вечера будет представлена первая, венская редакция оперы.
«Орфей в аду» Оффенбаха, которую сам композитор причислял к жанру комической оперы, называли памфлетом на французское общество середины XIX века. На премьере произведение успеха не имело, и лишь после разгромной статьи спектакль привлек огромное внимание публики. Блестяще переработанный сюжет, в котором стандартная фабула древнегреческого мифа дополнена ситуациями, свойственными комедии положений, до сегодняшнего дня позволяет «Орфею в аду» оставаться в ряду самых ярких оперетт.
ПРОГРАММА:
I отделение
Ж. Роже-Дюкас. Воззвание к богам из балета «Орфей» (1912-13)
К. Монтеверди-Г. Малипьеро. Симфония и ритурнель из оперы «Орфей» (1607), SV318
И. Стравинский. Фрагменты из балета «Орфей» 1947), K076
Й. Гайдн. Увертюра к опере «Душа философа, или Орфей и Эвридика», Hob XXVIII:13
II отделение
К. Глюк. Опера «Орфей и Эвридика», венская редакция, I и II акт (1762), Wq.30
Ж. Оффенбах. Фрагменты оперы-буффон «Орфей в аду» (1858)
Солисты «Петербург-концерта»
Ансамбль солистов «Рождество»
Художественный руководитель – заслуженная артистка России Ольга Ступнева
Ансамбль «Барыня»
Художественный руководитель – заслуженная артистка России Татьяна Тимохина
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России СЕРГЕЙ СТАДЛЕР
Продолжительность – 1 час 30 минут