Концерт органной музыки «Обращаясь к Богу»
6 +

Концерт органной музыки «Обращаясь к Богу»

Описание
Как и многие органные программы, сегодняшний концерт «цементирует» лютеранский хорал. Каждое из его воплощений в этой программе примечательно по-своему. Так, BWV 683 – простая и краткая хоральная «миниатюра» из так называемого «малого катехизиса» Clavierübung III – сообщает знающему слушателю о масштабах баховской мысли. Помещённая между токкатой BWV 538/1 и фугой BWV 538/2, она принимает определённое место в форме, условно близкое к литургическому контексту (в котором токката исполнялась перед богослужением, а фуга – по его завершении).

Иоганнес Брамс дважды обращался к хоралу Herzlich tut mich verlangen; две его обработки контрастируют, в первую очередь, глубиной отчаяния – ключевого аффекта, которого Брамс пытался осмыслить в своём органном творчестве. Продолжая баховскую традицию, Брамс достигает подобного эффекта «эмоциональной бездны» посредством мелодического абриса комментирующего пласта – существенно «перевешивающего» хорал и перетягивающего на себя внимание слушателей.

Соната Мендельсона, которая прозвучит в концерте, стала первой в истории органной сонатой на хорал (Vater unser in Himmelreich) – как известно, Мендельсон не раз использовал в своих сонатах цитаты из лютеранских хоралов, однако их разработка не достигала столь всеобъемлющего масштаба. Сонату открывает ряд вариаций на хорал, венчающийся виртуозной токкатой; за ней следует фуга, тема которой также близка к Vater unser, и отвлечëнная постлюдия, смягчающая драматизм предшествующих частей.

Тему немецкого органного романтизма с его творческими экспериментами и поисками нового на основе традиций продолжит Роберт Шуман. Немногочисленные сочинения композитора, исполняемые в наши дни на органе, в оригинале предназначены для педального фортепиано – инструмента, специально разработанного для домашних занятий органистов. Его Этюды и эскизы для педального фортепиано близки к идее инструктивного репертуара, «возвышенного» до уровня романтической миниатюры, а Шесть фуг на имя BACH – дань уважения великому композитору, в котором Шуман, как и многие его современники, видел своего учителя.

Исполнитель:
Наталья Михайлова (орган)

В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Токката ре минор «дорийская», BWV 538/1
Хоральная прелюдия Vater unser im Himmelreich, BWV 683
Фуга ре минор «дорийская», BWV 538/2

Иоганнес Брамс (1833–1897)
Две хоральные прелюдии из 11 хоральных прелюдий для органа:
  Herzlich tut mich verlangen, op. 122/10
  Herzlich tut mich verlangen, op. 122/9

Роберт Шуман (1810–1856)
Три этюда в форме канона из цикла «Шесть этюдов в форме канона для органа или педального фортепиано», ор. 56:
  1. Nicht zu schnell
  2. Mit innigem Ausdruck
  4. Innig

Феликс Мендельсон-Бартольди (1809–1847)
Соната № 6 ре минор, ор. 65:
  Choral – Andante sostenuto – Allegro molto
  Fuga. Sostenuto e legato
  Finale. Andante

Ференц Лист (1811–1886)
Hosannah («Осанна»), S. 677
 
0 отзывов
Оставить отзыв
Чтобы оставить отзыв необходимо или зарегистроваться.
Данное мероприятие никто не комментировал. Вы можете стать первым.
Афиша
Все мероприятия
Есть билеты
  • Май (1 мероприятие )
29
Мая
Среда
19:30
в наличии более 100 билетов
Купить билет
билеты по 700 - 1000
Показать ещё
Выберите для продолжения оформления заказа
Выберите город Санкт-Петербург