Лето у заслуженной артистки России Валентины Паниной знаменательное: 24 июня исполнилось 55 лет творческой деятельности, а 20 июля - 35 лет, как она служит своему родному театру – Театру им.В.Ф.Комиссаржевской.
На пике двух юбилеев, 27 июля Валентина Панина сыграет в премьерном спектакле театра «Новеллы о любви» (реж. Л.Алимов). Это будет сюрприз и подарок для всех нас. Ждем наших любимых зрителей!
Спектакль Театра им.В.Ф.Комиссаржевской объединил 16 новелл разных жанров и направленности, 17 актеров разного возраста, мироощущения и внутреннего наполнения….
Режиссер ЛЕОНИД АЛИМОВ:
«Многие русские классики необычайно ценили Мопассана, Л.Н.Толстой с азартом и страстью переводил его произведения, а Чехова считают прямым литературным « родственником» Мопассана. И мне кажется вот почему: несмотря на свою кажущуюся бесхитростность, некую анекдотичность, его новеллы очень хитрые, многослойные, закодированные, с непременными перевертышами с сюжете , зачастую последние четыре строки полностью меняют смысл повествования , и возникает абсолютно неожиданный финал.
Во время репетиций мы придумали свой особый жанр подхода и разбора текстов великого француза, который можно обозначить как - «жестокий романс». И есть у нас еще одна внутренняя и мощная задача: мы хотим сделать так, чтобы все эти французские истории казались стали бы для нас – актеров и зрителей, родными, русскими, а потому и музыкальное сопровождение, и сценография будут неожиданными ... А костюмы.. Но не будем раскрывать всех секретов , а просто ждем вас на премьере!
Инсценировка, постановка, музыкальное оформление Леонида Алимова
Сценография и костюмы – Владимир Фирер
Художник по свету - Гидал Шугаев
Педагог по вокалу - Ольга Кравцова
Музыкальный руководитель - Артур Мкртчян
В спектакле заняты: заслуженные артисты России Ольга Белявская, Анастасия Мельникова, Валентина Панина, артисты Инна Анциферова, Ольга Арикова, София Большакова, Елизавета Нилова, Светлана Слижикова, Варвара Репецкая, Александра Сыдорук, Семен Авралёв, Василий Гетманов, Константин Демидов, Анатолий Журавин, Евгений Кошелев, Вадим Лунгу, Родион Приходько
ВАЛЕНТИНА ПАНИНА: ЛЮБОВНАЯ АКТРИСА…..
«Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, — даже презрение. Да, все чувства… исключая одного: благодарности. Благодарность — долг; всякий честный человек платит свои долги… но любовь — не деньги» (И. Тургенев)
Лето у заслуженной артистки России Валентины Паниной знаменательное: 24 июня исполнилось 55 лет творческой деятельности, а 20 июля – 35 лет, как она служит своему родному театру – Театру им.В.Ф.Комиссаржевской.
Ее фильмография не пестрит многочисленными сериалами. Но каждая ее роль хорошо запоминается. Появление молодой актрисы в далеком 1970 г. в фильме «Баллада о Беринге и его друзьях» вызвало восторг у мужской части зрителей и восхищение – у женской. Далее были знаменательные роли в фильмах «Звезда пленительного счастья», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ослиная шкура», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и многие другие, сегодня ее узнают по фильмам «Одна тень на двоих», «Любовь как любовь», «Татьянин день», «Улики из прошлого», «Мангуст», «Дом спящих красавиц», «Двойная петля», «Камея из Ватикана» и пр.
Валя Панина родилась в Омске. Её отец был военным врачом, дошёл до Берлина. Мама преподавала русский язык и литературу. Валя была отличницей, училась музыке, мечтала стать актрисой. Но, окончив школу, выбрала мамину специальность и поступила на филологический факультет Омского педагогического института, занимаясь параллельно в студенческом театре. После 2-го курса пединститута Валя отправилась в Москву, и, как вспоминает сама актриса, прямо с трапа сибирского самолёта влетела в театральное училище имени Щепкина. Талантливую выпускницу оставляли в Малом театре в Москве, но девушка мечтала жить и работать в городе, который впервые и навсегда полюбила, будучи семиклассницей. Её сразу приняли в театр имени Пушкина (ныне – Александринский), и поначалу творческая жизнь Валентины Паниной складывалась удачно. Среди ее партнеров были Бруно Фрейндлих, Александр Борисов, Василий Меркурьев, Игорь Горбачев, Юрий Толубеев, Константин Адашевский. Не стало талантливого режиссёра Ильи Ольшвангера, и Валентина Панина вскоре покинула театр. Несколько лет служила в Ленкоме (ныне «Балтийский дом»), а с 1988 года окончательно сделала выбор, придя в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской, в котором служит вот уже 35 лет.
Ее творческая неуспокоенная натура не дает «простоев»: когда нет ролей, она сочиняет музыкальные программы, участвует в спектаклях других театров («Приют комедианта», Театр Эстрады, «Антреприза им.А.Миронова, Театр «За Черной речкой», Театр драмы Карелии и пр.), работает на радио, снимается в кино, путешествует: «Я, видимо, цыганкой была в прошлой жизни, потому что для меня дорога - это жизнь. И - наоборот. И, как говорят мудрые, счастье - не цель путешествия, а способ передвижения. Цель-то мы не знаем…» (Комсомольская правда).
На радио Валентина Панина вместе с режиссером Зоей Давыдовой более 10 лет записывала невероятное количество стихов, прозы, великие произведения русской литературы в рамках передачи «Страницы истории»: от «Слова о полку Игореве», русских былин до Пушкина, Лермонтова, Толстых, поэтесс серебряного века…Письма на радио на Итальянскую улицу приносили мешками. «Ваш голос действует на меня, как лекарство. Когда я его слышу, у меня перестает болеть голова», - сказала Паниной одна из поклонниц.
Ее творческая природа четко прорастает из человеческого. Она актриса от макушки до кончиков пальцев, потому что всё, что преподносит жизнь, перерабатывает в сценические образы. Именно поэтому смотреть ее даже в одном спектакле можно бесконечно: сегодня ее Бабушка из спектакля «Страсти по дивану» нервна, эмоциональна, завтра - мудра, послезавтра – удивительно нежна… Сложная ее жизнь вне сцены добавляет множество красок в сценические образы.
В ней нет заштампованности, ее героини не превращаются в живые скульптуры. Она каждый раз сомневается, каждый раз волнуется перед выходом на сцену, каждый раз играет как впервые… Это удивительное, редкое актерское качество дано не всем. А вот какая она актриса?
С годами амплуа расширилось, из молодых ярких героинь в Пушкинском театре (Электра в спектакле «Моя любовь – Электра», Милица в сп. «Мелодия для павлина», Параша в сп. «Горячее сердце», Беатриче в сп. «Много шума из ничего» и др.) сложилась некая лейтема, окончательно определившаяся в спектакле «Элегия». В этом спектакле Валентина Панина играла роль Марии Гавриловны Савиной, а её партнёром по сцене был Бруно Фрейндлих в роли писателя Тургенева. Легендарный спектакль шел 23 года, и до сих пор есть те, кто вспоминает игру великолепного дуэта.
Так какая она, лейттема Паниной? (лейттема, лейтмотив – это характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какого-либо героя). Из чего состоит и чем отличается от других? Конечно же, любая мелодия может варьироваться, может обрастать другими голосами и, таким образом, наполняться гармоническим звучанием…
С годами в ее копилке появилось немало и комических персонажей, юмор которых произрастал не из внешнего комикования, набора шутовских штампов, а из самой природной сути персонажа. Такова величественная, несгибаемая, похожая на унтер-офицера с нарисованными черными бровями Анисья Кирилловна в спектакле «Шут Балакирев», строгая и вездесущая Марфа в спектакле «Невольницы», обидчивая и подверженная перепадам настроения Бабушка в «Страстях по дивану»….
У Валентины Паниной есть то самое невероятное, что притягивает к ней магнитом – тот самый женский шарм, который, вероятно, дается природой. Тот самый женский шарм, который делает любую женщину не просто очаровательной, а затмевает всех женщин вокруг; кажется солнцем, но не палящим, обжигающим, а теплым, окутывающим каждого. Таковы ее Матильда во «Французских штучках», Дама в «Крейцеровой сонате», Миледи в «Костюмере», Русская француженка и Ленинградка в спектакле «Я вернулся в мой город».
Спектакль-концерт «Я вернулся в мой город…» - признание в любви Петербургу-Петрограду-Ленинграду. Как тонко, как просто и пронзительно звучит в ее устах стихотворение Е.Дмитриевой (Черубины де Габриак) «Прислушайся к ночному сновиденью…»… И в этих восьми строчках, написанных в 1928 году – пронзительная эмигрантская тоска российской интеллигенции по своей родине, по родному и любимому Петербургу….И сама Валентина Панина невероятно похожа на утонченную француженку, только в огромных бездонных глазах – другая жизнь… Сухо и сдержанно звучит стихотворение Ольги Берггольц - это уже иная эпоха, иная тоска и совсем иная боль…. Душевным бальзамом звучит в ее исполнении песня «Честь тебе, Петербург чародейный…» - ее волшебный голос, особая матовая интонация словно обволакивают зал той самой любовью, про которую говорит каждый, кто знаком с Валентиной Паниной…
И когда эти глаза, оплетаясь паутинкой морщинок, вдруг засверкали звездами? И когда голос, всегда красивый, звучный, слышимый в последнем ряду бельэтажа (сказалась и школа театрального училища имени Щепкина, и мастеров Александринского театра, и собственные природные данные) вдруг обрел свою собственную, окутывающую теплом и любовью, неповторимую интонацию?
Есть в ее копилке и по-настоящему трагические персонажи. Один из них является финалом всего спектакля «Прикинь, что ты – Бог», идентифицируясь с Иисусом на кресте: «…в двенадцатой новелле «У меня ничего не болело, и я ждал смерти» великолепная Валентина Панина (…) читает монолог Иисуса на кресте мерным, бесстрастным голосом, стараясь ничем не нарушить тот единственно верный трагический регистр, в котором нет пафоса и фальши. И ей удается донести мысль Иисуса до думающего зрителя. Христос, как и мы, растерянно всматривается в неизвестность». (Е.Омеличкина. Новеллы жизни// Театральный город, №13. 2016)
Тем не менее, искусство актера слагается не из одной краски-настроения-черты характера. Искусство актера – в полифонии мельчайших нюансов, тем, мелодий, переходов. Чем больше оттенков, изменений в образе персонажа, тем интересней, глубже и объемнее представляется образ.
Валентина Панина – одна из тех редких актрис, у которой - огромный сундук накопленного и данного природой, но она умеет скрупулезно отбирать из драгоценного то, что подойдет именно этому образу, именно этой героине. И кажется, что перед нами – близкая и понятная женщина, которая знакома тебе своими интонациями, своим лучистым взглядом…
И главное в этом – любовь актрисы – к жизни, профессии, окружающим. Можно сказать, Валентина Панина – любовная актриса. А это и есть – высшее искусство, и высшее искусство отбора.
На пике двух юбилеев, 27 июля Валентина Панина сыграет в премьерном спектакле театра «Новеллы о любви» (реж. Л.Алимов). Это будет сюрприз и подарок для всех нас. Ждем наших любимых зрителей!
Текст подготовила С.Володина