Описание
Немецкая ансамблевая музыка XVIII века – одна из поворотных точек барокко, «примиряющая» два противоборствовавших до этого времени стиля – итальянский и французский. В сегодняшнем концерте прозвучит музыка Иоганна Себастьяна Баха, его современников и предшественников, каждый из которых внёс немалый вклад в инструментальный стиль своего времени.
Георг Филипп Телеман, всю жизнь обращавшийся к ансамблю различных составов (в какой-то степени именно эта сфера была своего рода «творческой лабораторией» для композитора-универсала), оставил колоссальный по объёму пласт литературы для различных инструментов. Разнообразие и неистощимое богатство музыкальных идей, основанное на беспрецедентно широком стилистическом бэкграунде, во многом роднит его с Бахом – несмотря на совершенно разные методы сочинения и общий «тон» высказывания.
Имя Дитриха Букстехуде чаще всего ассоциируется с органной музыкой; камерное наследие, исчисляемое несколькими десятками инструментальных сонат, оказалось «в тени» его органных шедевров – не уступая им в риторичности, изобретательности и яркости музыкальных идей. В его сонатах лицом к лицу встречаются скрипка и виола да гамба – инструменты, при кажущемся сходстве обладающие разной конструкцией и разным характером; это сочетание, весьма нередкое в ансамблях того времени, существенно обогащает тембровый облик порученной им музыки.
Грегор Вернер – композитор, принадлежащий к новой эпохе классицизма: примечательно, что именно он был непосредственным предшественником Гайдна на службе у князя Эстергази; та же преемственность в значительной мере распространяется и на творчество. Вершиной его наследия считается красочный и образный «Музыкально-инструментальный календарь», обращающий на себя внимание буйством фантазии и «живописательностью» мысли.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки Voix du Nord:
Константин Яковлев (барочный фагот, барочный гобой)
Светлана Гринфельд (барочная скрипка)
Филипп Гулидов (виола да гамба)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Георг Филипп Телеман (1681–1767)
Дуэт до минор для скрипки и гобоя, TWV40:131
Grave
Allegretto
Larghetto
Vivace
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Трио-соната соль мажор для флейты, скрипки и basso continuo, BWV 1038
Largo
Vivace
Adagio
Presto
Итальянский концерт фа мажор для клавесина соло, BWV 971
I. [—]
II. Andante
III. Presto
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Соната соль минор для скрипки, виолы да гамба и basso continuo, op.2/3
Георг Филипп Телеман
Сюита No.2 си минор для гобоя, скрипки, виолы да гамба и basso continuo
Prélude
Air
Rejouissance
Courante
Passepied
Грегор Вернер (1693-1766)
Рождественская пасторелла соль мажор для гобоя, скрипки, виолы да гамба и концертирующего органа (клавесина)
Larghetto
Largo
Allegro
Георг Филипп Телеман, всю жизнь обращавшийся к ансамблю различных составов (в какой-то степени именно эта сфера была своего рода «творческой лабораторией» для композитора-универсала), оставил колоссальный по объёму пласт литературы для различных инструментов. Разнообразие и неистощимое богатство музыкальных идей, основанное на беспрецедентно широком стилистическом бэкграунде, во многом роднит его с Бахом – несмотря на совершенно разные методы сочинения и общий «тон» высказывания.
Имя Дитриха Букстехуде чаще всего ассоциируется с органной музыкой; камерное наследие, исчисляемое несколькими десятками инструментальных сонат, оказалось «в тени» его органных шедевров – не уступая им в риторичности, изобретательности и яркости музыкальных идей. В его сонатах лицом к лицу встречаются скрипка и виола да гамба – инструменты, при кажущемся сходстве обладающие разной конструкцией и разным характером; это сочетание, весьма нередкое в ансамблях того времени, существенно обогащает тембровый облик порученной им музыки.
Грегор Вернер – композитор, принадлежащий к новой эпохе классицизма: примечательно, что именно он был непосредственным предшественником Гайдна на службе у князя Эстергази; та же преемственность в значительной мере распространяется и на творчество. Вершиной его наследия считается красочный и образный «Музыкально-инструментальный календарь», обращающий на себя внимание буйством фантазии и «живописательностью» мысли.
Исполнители:
Ансамбль старинной музыки Voix du Nord:
Константин Яковлев (барочный фагот, барочный гобой)
Светлана Гринфельд (барочная скрипка)
Филипп Гулидов (виола да гамба)
Андрей Коломийцев (клавесин)
В программе:
Георг Филипп Телеман (1681–1767)
Дуэт до минор для скрипки и гобоя, TWV40:131
Grave
Allegretto
Larghetto
Vivace
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Трио-соната соль мажор для флейты, скрипки и basso continuo, BWV 1038
Largo
Vivace
Adagio
Presto
Итальянский концерт фа мажор для клавесина соло, BWV 971
I. [—]
II. Andante
III. Presto
Дитрих Букстехуде (1637-1707)
Соната соль минор для скрипки, виолы да гамба и basso continuo, op.2/3
Георг Филипп Телеман
Сюита No.2 си минор для гобоя, скрипки, виолы да гамба и basso continuo
Prélude
Air
Rejouissance
Courante
Passepied
Грегор Вернер (1693-1766)
Рождественская пасторелла соль мажор для гобоя, скрипки, виолы да гамба и концертирующего органа (клавесина)
Larghetto
Largo
Allegro