опера Джузеппе Верди
Исполняется на итальянском языке
Мировая премьера: 9 марта 1842 года, театр Ла Скала, Милан
Премьера в Большом (Каменном) театре: 15 декабря 1851 года, Императорская итальянская оперная труппа, Санкт-Петербург
Первая постановка в Мариинском театре: 22 октября 2005 года
Премьера постановки: 5 марта 2023 года
Продолжительность спектакля 2 часа 35 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Возрастная категория 6+
АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ
Музыка Джузеппе Верди
Либретто Темистокле Солеры по трагедии Анисе-Буржуа
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Режиссер-постановщик – Анна Шишкина
Художник по декорациям – Петр Окунев
Художник по свету – Антон Николаев
Художник по видео – Вадим Дуленко
Технолог по костюмам – Антония Шестакова
Хореограф – Мария Кораблёва
Главный хормейстер – Константин Рылов
Ответственный концертмейстер – Ирина Соболева
Педагог-репетитор – музыкальный консультант – Алла Бростерман
Репетитор по итальянскому языку – Мария Никитина
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Действие первое. Иерусалим
Евреи молятся о том, чтобы ассирийские полчища, осаждающие Иерусалим, рассеялись и нечестивец не занял трон Давида. Первосвященник Захария сообщает о надежде на спасение: в руках евреев младшая дочь Набукко – Фенена, которая будет драгоценным залогом в переговорах с царем Вавилона.
Военачальник Измаил приносит весть о наступлении Набукко. Захария хочет поручить Измаилу стеречь Фенену, но оказывается, что молодые люди любят друг друга… Измаил клянется освободить возлюбленную из плена.
Во главе вавилонских воинов появляется Абигайль, старшая дочь Набукко, которая тоже любит Измаила… Абигайль провозглашает славу Набукко. Наконец, появляется сам вавилонский царь. Фенена бросается к отцу, затем к Измаилу, и тут Захария успевает перехватить ее и занести над ней кинжал. Набукко пытается выиграть время, Абигайль же надеется, что теперь ее сестра-соперница погибнет. Внезапно Измаил вырывает кинжал у Захарии и освобождает Фенену. Ассирийцы тут же набрасываются на побежденных. Евреи проклинают Измаила.
Действие второе. Нечестивец
Набукко вновь отправился с войском в Иудею, оставив трон Фенене. Тем временем Абигайль удалось заполучить и уничтожить документ, свидетельствующий, что она на самом деле не дочь Набукко, а дочь рабов. Верховный жрец Ваала сообщает ей, что Фенена освободила пленных евреев и что заговорщики уже распространили весть о смерти Набукко, чтобы провозгласить царицей Абигайль.
Захария провозглашает новое чудо Бога Израиля: Фенена, дочь вавилонского царя, примет иудейскую веру. Левиты вновь проклинают Измаила, но Анна сообщает им, что Фенена, которую он спас, отныне стала одной из них, а значит, Измаил прощен.
Абдалло сообщает о гибели Набукко и призывает Фенену бежать, но Фенена не собирается уступать трон сестре. В момент, когда Абигайль пытается отнять у нее корону, появляется Набукко. Ассирийские воины вновь присягают ему. Набукко приказывает уничтожить евреев, Фенена пытается защитить их, объявляя, что она тоже еврейка.
Набукко провозглашает себя богом. Небеса карают его, отнимая рассудок. Корона оказывается в руках Абигайль.
Действие третье. Пророчество
Триумф Абигайль. Появляется безумный Набукко. Абигайль выманивает у него перстень с печатью, дабы скрепить ею смертный приговор для народа Израиля. Набукко понимает, что это означает смерть и для Фенены. Пытаясь спасти родную дочь, он напоминает Абигайль о ее рабском происхождении – в ответ Абигайль показывает ему обломки таблички, на которой была сделана запись о ее настоящих родителях. Набукко берут под стражу.
В вавилонском плену евреи вспоминают об утраченной родине. Захария предрекает спасение Израиля и гибель Вавилона.
Действие четвертое. Поверженный идол
Запертый в своих покоях Набукко слышит крики: «Смерть Фенене!» В отчаянии он отрекается от вавилонских идолов и обращается к Богу Израиля. Абдалло вместе с верными Набукко воинами освобождает своего царя и возвращает ему корону.
Евреи ожидают казни. Появляется Набукко, он прославляет Бога Израиля. Евреи и ассирийцы присоединяются к нему. Абигайль выпила яд. Умирая, она просит прощения у Фенены и обращается к Иегове.
«Иерусалим», «Нечестивец», «Пророчество», «Поверженный идол» – названия четырех актов оперы Джузеппе Верди «Набукко» (1842) очерчивают круг ее тем: древний мир, религиозные конфликты, роль личности в истории. Есть в «Набукко» и любовная линия, но не она больше всего вдохновляла Верди, пожертвовавшего центральным лирическим дуэтом ради еще одной сцены с суровым пророком-первосвященником. Вместе с либреттистом Темистокле Солерой молодой композитор создал сочинение о других, не менее сильных страстях: о жажде власти и жажде свободы. Задолго до Вагнера Верди показал глубинную причину безудержного, яростного властолюбия – недостаток любви. Показал и его последствия – насилие, безумие, смерть; показал и пути преодоления – любовь, раскаяние. Эти идеи раскрываются в образах двух главных действующих лиц оперы – титульного героя, вавилонского царя-завоевателя Навуходоносора, и его беспощадной дочери Абигайль. Тот и другая получили потрясающе выразительные и крайне требовательные вокальные партии. Масштабные сольные сцены первого в истории «вердиевского» баритона и первого «вердиевского» сопрано, их дуэт-дуэль принадлежат к самым ярким страницам наследия композитора. Настоящим же хитом из «Набукко» стал хор пленных иудеев Va, pensiero, sull’ali dorate – «Лети, мысль, на золотых крыльях», – превратившийся в неофициальный гимн Итальянской Республики.
На главной оперной сцене Петербурга «Набукко» ставился дважды: спустя примерно десять лет после миланской премьеры (1851) и через сто с лишним лет после смерти его автора (2005). В 2023 году Мариинский театр пополнит свою богатую вердиевскую коллекцию новой постановкой оперы, с которой когда-то началась мировая слава гениального итальянского мастера. Христина Батюшина
Важная информация :