Описание
Наследие Иоганна Себастьяна Баха отличается не только колоссальным объёмом и содержательной сложностью, но и большим многообразием; из всех его органных сочинений можно составить множество разных, непохожих друг на друга программ, представляющих тот или иной ряд его произведений в уникальном контрасте.
Прелюдию и фуга BWV 541 и фантазию BWV 572, несмотря на различие форм и стилистических прототипов, объединяет общий аффект тональности. Соль-мажор, по общему мнению музыкантов баховского времени, считался одной из наиболее радостных тональностей, призванных для выражения ликования и восторга: ясное и чистое звучание этого лада благодаря характерным особенностям темперации связывалось с узнаваемыми музыкально-риторическими фигурами, характерными интонациями и типами движения.
Наиболее совершенной из баховских партит считается BWV 768 с присущим ей наибольшим мастерством письма, а также примечательным масштабом и продолжительностью. Это единственная партита, предполагающая облигатное использование органной педали; индивидуализация каждого следующего проведения достигает абсолюта, а стилистический диапазон обретает небывалую широту. Благодаря этому сочинение справедливо причисляют к безусловным баховским шедеврам – несмотря на молодость его автора.
В истории музыки фигура Баха часто трактуется как фигура композитора, «подводящего итог» эпохи барокко: его творчество охватывает огромный стилистический диапазон явлений, начиная от того, что шло «в ногу со временем», и заканчивая достаточно архаичными элементами, ассоциирующимися у современного слушателя с музыкой раннего барокко.
В финале трио-сонаты BWV 526 Бах воскрешает старую итальянскую форму фуги da chiesa – «церковной фуги», занимавшей своё место в так называемых «церковных сонатах», строгой, состредоточенной и целеустремлённой, обладающей узнаваемым типом движения и метрической организацией.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Хоральная прелюдия An Wasserflüssen Babylon, BWV 653
Трио-соната № 2 до минор, BWV 526
Vivace
Largo
Allegro
Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
Фантазия соль мажор, BWV 572
Пассакалия до минор, BWV 582
Прелюдию и фуга BWV 541 и фантазию BWV 572, несмотря на различие форм и стилистических прототипов, объединяет общий аффект тональности. Соль-мажор, по общему мнению музыкантов баховского времени, считался одной из наиболее радостных тональностей, призванных для выражения ликования и восторга: ясное и чистое звучание этого лада благодаря характерным особенностям темперации связывалось с узнаваемыми музыкально-риторическими фигурами, характерными интонациями и типами движения.
Наиболее совершенной из баховских партит считается BWV 768 с присущим ей наибольшим мастерством письма, а также примечательным масштабом и продолжительностью. Это единственная партита, предполагающая облигатное использование органной педали; индивидуализация каждого следующего проведения достигает абсолюта, а стилистический диапазон обретает небывалую широту. Благодаря этому сочинение справедливо причисляют к безусловным баховским шедеврам – несмотря на молодость его автора.
В истории музыки фигура Баха часто трактуется как фигура композитора, «подводящего итог» эпохи барокко: его творчество охватывает огромный стилистический диапазон явлений, начиная от того, что шло «в ногу со временем», и заканчивая достаточно архаичными элементами, ассоциирующимися у современного слушателя с музыкой раннего барокко.
В финале трио-сонаты BWV 526 Бах воскрешает старую итальянскую форму фуги da chiesa – «церковной фуги», занимавшей своё место в так называемых «церковных сонатах», строгой, состредоточенной и целеустремлённой, обладающей узнаваемым типом движения и метрической организацией.
Исполнитель:
Марина Вяйзя (орган)
В программе:
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Прелюдия и фуга соль мажор, BWV 541
Хоральная прелюдия An Wasserflüssen Babylon, BWV 653
Трио-соната № 2 до минор, BWV 526
Vivace
Largo
Allegro
Хоральная партита Sei gegrüßet, Jesu gütig, BWV 768
Фантазия соль мажор, BWV 572
Пассакалия до минор, BWV 582