Описание
Эта программа – путешествие по вселенной французского барочного органа, где переплетаются строгие церковные формы и свобода импровизации. Вектор движения здесь — от светлой пасхальной радости к сосредоточенному размышлению над вечными вопросами в дни Адвента, времени ожидания прихода Спасителя.
Краеугольным камнем программы можно назвать Kyrie из «Монастырской мессы» Франсуа Куперена. К концу XVII века французская органная месса достигает своего расцвета: именно этот жанр с присущей ему строгостью формы и пышностью музыкального языка ассоциируется с золотым веком французского барочного органа. «Приходская месса» и «Монастырская месса» Франсуа Куперена (1690) – два наиболее значительных органных сочинения великого композитора, подводящие определëнную черту под наследием «большого стиля».
По другую сторону от строгости католического канона — сугубо барочные бездны безгранично свободного органного письма. Tierce en taille — тип органной фактуры, в самом названии которого подчеркивается парадоксальное расположение солирующего голоса в середине тесситуры и его тембровая терпкость, высветленная аликвотным регистром. Иной, в не меньшей степени импровизационный, метод изложения мысли мы видим у Луи Куперена в Duretez fantasie — фантазии, напоминающей итальянские токкаты «di durezze e ligature».
Один из нефранцузских композиторов этой программы, выходящих за рамки собственно Франции, — Георг Муффат, представитель южногерманской школы, как и многие его соотечественники, взявший немало от французского стиля. Его Пассакалия, написанная в характерной рондообразной форме, наполнена драматическими оперными гармониями, подчёркнутыми выразительной орнаментикой — исполняемой по-французски с верхней ноты, в диссонанс аккорду. Типичные французские шаблоны, заимствованные Муффатом у его учителя Люлли, сочетаются здесь с непосредственностью восприятия «со стороны» и сугубо немецкими клавирными наработками, на тот момент активно складывавшимися благодаря таким композиторам, как Фробергер и Пахельбель.
Центром тяжести всей программы выступает хоральная партита O Gott, du frommer Gott Иоганна Себастьяна Баха. В ней композитор следует за своим непосредственным предшественником Бёмом, балансируя между органом и клавесином: на это намекают как характерные элементы фактуры, так и некоторые обороты и ритмы, апеллирующие к французскому стилю сюитных частей.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Кристоф Муаро (ок. 1690–1772)
Орлеанские колокола
Луи Куперен (1626–1661)
Павана in fis
Франсуа Куперен (1668–1733)
Kyrie из «Монастырской мессы»:
Plein Jeu
Fugue sur la Trompette
Récit de Chromhorne
Trio à 2 dessus de Chromhorne et la basse de Tierce
Dialogue sur la Trompette du G. C. et sur la Montre, le Bourdon et le Nazard du Positif
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Аpparatus musico-organisticus
Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738)
Из Первой органной книги (Париж, 1739 г.):
Flutes
Dialogue
Offertoire pour le jour de Paques. O Filii et Filiae.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767
Георг Муффат (1653–1704)
Тоccata sexta из сборника Аpparatus musico-organisticus
Краеугольным камнем программы можно назвать Kyrie из «Монастырской мессы» Франсуа Куперена. К концу XVII века французская органная месса достигает своего расцвета: именно этот жанр с присущей ему строгостью формы и пышностью музыкального языка ассоциируется с золотым веком французского барочного органа. «Приходская месса» и «Монастырская месса» Франсуа Куперена (1690) – два наиболее значительных органных сочинения великого композитора, подводящие определëнную черту под наследием «большого стиля».
По другую сторону от строгости католического канона — сугубо барочные бездны безгранично свободного органного письма. Tierce en taille — тип органной фактуры, в самом названии которого подчеркивается парадоксальное расположение солирующего голоса в середине тесситуры и его тембровая терпкость, высветленная аликвотным регистром. Иной, в не меньшей степени импровизационный, метод изложения мысли мы видим у Луи Куперена в Duretez fantasie — фантазии, напоминающей итальянские токкаты «di durezze e ligature».
Один из нефранцузских композиторов этой программы, выходящих за рамки собственно Франции, — Георг Муффат, представитель южногерманской школы, как и многие его соотечественники, взявший немало от французского стиля. Его Пассакалия, написанная в характерной рондообразной форме, наполнена драматическими оперными гармониями, подчёркнутыми выразительной орнаментикой — исполняемой по-французски с верхней ноты, в диссонанс аккорду. Типичные французские шаблоны, заимствованные Муффатом у его учителя Люлли, сочетаются здесь с непосредственностью восприятия «со стороны» и сугубо немецкими клавирными наработками, на тот момент активно складывавшимися благодаря таким композиторам, как Фробергер и Пахельбель.
Центром тяжести всей программы выступает хоральная партита O Gott, du frommer Gott Иоганна Себастьяна Баха. В ней композитор следует за своим непосредственным предшественником Бёмом, балансируя между органом и клавесином: на это намекают как характерные элементы фактуры, так и некоторые обороты и ритмы, апеллирующие к французскому стилю сюитных частей.
Исполнитель:
Андрей Коломийцев (орган)
В программе:
Кристоф Муаро (ок. 1690–1772)
Орлеанские колокола
Луи Куперен (1626–1661)
Павана in fis
Франсуа Куперен (1668–1733)
Kyrie из «Монастырской мессы»:
Plein Jeu
Fugue sur la Trompette
Récit de Chromhorne
Trio à 2 dessus de Chromhorne et la basse de Tierce
Dialogue sur la Trompette du G. C. et sur la Montre, le Bourdon et le Nazard du Positif
Георг Муффат (1653–1704)
Пассакалия in g из сборника Аpparatus musico-organisticus
Жан-Франсуа Дандриё (1682–1738)
Из Первой органной книги (Париж, 1739 г.):
Flutes
Dialogue
Offertoire pour le jour de Paques. O Filii et Filiae.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750)
Хоральная партита O Gott, du frommer Gott, BWV 767
Георг Муффат (1653–1704)
Тоccata sexta из сборника Аpparatus musico-organisticus