«На дне»
Спектакль Никиты Кобелева по пьесе Максима Горького
Сценическая адаптация текста – Никита Кобелев, Дмитрий Богославский
Спектакль художественного руководителя Александринского театра Никиты Кобелева спустя полвека возвращает на Александринскую сцену одну из самых важных пьес не только русского, но мирового репертуара XX века. Сегодня драматургия Максима Горького оказывается созвучна нашему времени и свободна от трактовок советской эпохи.
Впервые Александринский театр обратился к пьесе «На дне» сразу после ее создания, в 1902 году. Премьера не состоялась, последовал высочайший запрет на постановку сочинений Максима Горького на императорской сцене. «На дне» здесь впервые выпустил режиссер Евтихий Карпов, уже после Октябрьской революции, в 1919-ом. В 1956-ом вышел и в 1973-ом был возобновлен спектакль, созданный Леонидом Вивьеном и Владимиром Эренбергом. Эта работа в разные годы и в разных составах собрала корифеев труппы, в спектакле играли: Василий Меркурьев, Николай Симонов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев, Бруно Фрейндлих, Игорь Горбачёв, Ольга Лебзак, Валентина Ковель и другие.
Спектакль Никиты Кобелева – третья постановка пьесы «На дне» в Александринском театре. И одновременно третье обращение его художественного руководителя к драматургии Максима Горького. В 2015 году спектакль Никиты Кобелева по пьесе «Последние» был поставлен в Театре им. Маяковского в Москве, а в 2023 году состоялась постановка «Дачников» в Новосибирском театре «Старый дом».
В сообщество опустившихся, потерявших почти все людей, живущих, можно сказать, «на обочине жизни», попадает странник, незнакомец Лука и своими действиями изменяет, пробуждает к жизни, трансформирует героев этой пьесы, что приводит их в конце к разным итогам. В «На дне» затронуто множество тем, таких как любовь и смерть, правда и ложь, вера в себя и свое призвание, работа и отказ от нее, поиск ориентиров и опор в жизни.
Подход Никиты Кобелева отличает пристальное внимание к смыслам произведения и проявление того, что их делает актуальными на данный момент. В новой работе режиссера герои пьесы останутся по сути теми же бездомными, запутавшимися людьми, что и у Горького, но будут приближены к сегодняшнему дню. При этом, авторы спектакля хотели бы уйти от традиционного прочтения этой пьесы как бытовой, натуралистической, и рассказать эту историю образным, условным театральным языком.
«Когда я думал об этой пьесе, мне все отчетливее становилось ясно, эта пьеса не совсем бытовая, в ней много притчевых, символистских черт, что в начале XX-го века было модным, и этот язык, кстати, был совсем не чужд самому Горькому 1890-х годов. Мы пытаемся с одной стороны выявить эту особенность материала, погрузив наших персонажей в зазор между реальностью и тем самым «сном золотым», состоящим из иллюзий, мечтаний и воспоминаний о прошлом. А с другой придать ему современное, в меру ироничное звучание, и увидеть в героях сегодняшних, метущихся людей в сложных кризисных ситуациях и желающих найти из них выход. В конце концов, словосочетание «на дне», как, мне кажется, это даже больше про состояние внутреннее, нежели внешнее». – Никита Кобелев
В спектакле участвуют: Игорь Волков (Лука), Сергей Паршин (Костылев), Иван Ефремов (Пепел), Виктор Шуралёв (Барон), Илья Исаев (Сатин), Валентин Захаров (Бубнов), Сергей Еликов (Клещ), Дмитрий Бутеев (Актер), Владимир Минахин (Кривой Зоб), Виталий Сазонов (Татарин), Янина Лакоба (Василиса), Мария Кузнецова (Квашня), Мария Лопатина (Настя), Анна Селедец (Анна), Мария Медведева (Наташа)
Постановочная бригада
Спектакль Никиты Кобелева
Сценическая версия текста – Дмитрий Богославский, Никита Кобелев
Сценография и костюмы – Нана Абдрашитова
видеохудожник – Мария Варахалина
художник по свету – Игорь Фомин
хореограф – Владимир Варнава
музыкальный руководитель – Татьяна Бурель
автор макета декорационного оформления к спектаклю «На дне» – Михаил Платонов
выпускающий продюсер – Дарья Зотова
помощники режиссера – Татьяна Шеина, Софья Матвеева
Продолжительность спектакля 3 часа 15 минут с антрактом
18+