В 1833 году, 190 лет назад, 12 ноября (по новому стилю) в Санкт-Петербурге родился Александр Порфирьевич Бородин – выдающийся русский композитор, представитель музыкального сообщества «Могучая кучка». Историк и критик Владимир Стасов оставил о композиторе такое высказывание: «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».
Действительно, партитуры Бородина пленяют удивительным благородством, продуманностью формы и отточенностью музыкального языка.
Однако Бородин увлекался не только музыкой. Еще в детстве его заинтересовала химия. По воспоминаниям друга Михаила Щиглева: «…не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. Везде на окнах стояли банки с разнообразными кристаллическими растворами». Бородин окончил Медико-хирургическую академию (ныне Военно-медицинская), защитил диссертацию на ученую степень доктора медицины, совершенствовался в Гейдельберге, выполнил несколько оригинальных химических работ, которые принесли ему известность, стал профессором альма-матер, где читал лекции и вел практические занятия, а также преподавал на Высших женских медицинских курсах.
Музыка Бородина не покидала, но в силу огромной занятости создание опусов часто затягивалось на долгое время. Так, над своей единственной оперой «Князь Игорь» композитор работал в течение восемнадцати лет, но так и не успел ее закончить. Только благодаря Николаю Римскому-Корсакову и Александру Глазунову партитура была завершена и позднее украсила сцену Мариинского театра.
В концертной программе прозвучат произведения Александра Бородина, которые позволят составить представление об этом самобытном композиторе, его творческих идеалах и музыкальном наследии: фрагменты из оперы «Князь Игорь», Второй струнный квартет, романсы, среди которых такие жемчужины, как «Для берегов отчизны дальной» и «Морская царевна», пьесы для фортепиано.
Исполнители:
Ансамбль солистов «Рождество»
Наталья Варламова (фортепиано)
Квартет им. Н. А. Римского-Корсакова
Ведение: Наталья Варламова, историк науки Яков Рабкин
Продолжительность – 1 час 20 минут без антракта