«Это Моцарт XIX столетия, самый светлый музыкальный талант, который яснее всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их» – так отзывался о Феликсе Мендельсоне его современник, один из лидеров романтизма Роберт Шуман.
В программе, посвященной 215-летию со дня рождения Мендельсона, прозвучат две известные симфонии композитора, которые в полной мере отражают его многогранное дарование и мастерство.
В двадцатилетнем возрасте Мендельсон, чей талант композитора, пианиста и дирижера проявился чрезвычайно рано, был приглашен в Великобританию, где выступал на публичных и частных музыкальных вечерах. В ходе этой поездки Мендельсон посетил Шотландию, которая произвела на него большое впечатление. Более десяти лет спустя композитор написал симфонию, получившую название «Шотландская» и впервые прозвучавшую в Лейпциге под руководством автора. Сочинение будто бы запечатлело воспоминания Мендельсона о поездке в суровый край: «Всё здесь очень строго, мощно, всё погружено в какую-то дымку, или дым, или туман, а завтра состоится состязание горцев на волынках, и поэтому многие уже сегодня облачились в свои наряды и, степенно и важно покидая церковь, победоносно ведут под руку своих разряженных подруг. У всех длинные рыжие бороды и голые колени, все в ярких плащах и шляпах с перьями. Держа в руках волынки, люди неторопливо проходят по лугу мимо полуразрушенного замка, где так блистательно проводила время Мария Стюарт…».
«Реформационная» симфония Мендельсона является первой программной симфонией в истории музыки («Фантастическая» симфония Гектора Берлиоза младше на несколько месяцев). Создание сочинения было приурочено к празднованию 300-летия утверждения лютеранства в Германии: неслучайно симфонию венчает финальная часть, которая построена на теме хорала «Твердыня крепкая – наш Бог» (возможно, его автор – Мартин Лютер). «Реформационная» симфония открывает череду зрелых произведений Мендельсона, написанных в этом жанре. Однако ввиду непростой исполнительской судьбы и из-за отношения музыкальной общественности партитура «Реформационной» симфонии увидела свет только после кончины композитора и получила пятый порядковый номер.
Ф. Мендельсон.
Симфония № 3 ля минор «Шотландская» (1841-1842), op. 56
Симфония № 5 ре минор «Реформационная» (1829-1930, rev. 1832), op.107
Симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Художественный руководитель и главный дирижер – народный артист России Сергей Стадлер
Дирижер – Алексей Ньяга
Продолжительность – 2 часа с антрактом