Спектакль Андрея Могучего по мотивам рассказов Василия Шукшина, текстов Николая и Елены Рерих и стихотворений Козьмы Пруткова.
Сюжет спектакля строится вокруг рассказа Василия Шукшина «Материнское сердце». В центре сюжета — история простой русской женщины Авдотьи Громовой, которая на стареньком мотоцикле «Урал» через всю страну советскую едет в Москву, чтобы спасти сына Витьку от тюрьмы. Дорога предстоит длинная, много людей повстречает Авдотья по пути, и у каждого — своя судьба, своя история, свое горе. Но необъятно сердце матери — большое, сильное, бескрайнее, как страна, — каждому поможет Авдотья, от каждого беду отведет... А сына спасет ли?..
Андрей Могучий, режиссер-постановщик:
«Рассказ “Материнское сердце” у Шукшина как будто не дописан. Парень по имени Витька совершил идиотский поступок, угодил в милицию и, соответственно, в тюрьму. Мать, а как иначе, готова на все, только бы спасти свое дитя. И вот едет она в “краевые” к “добрым людям” в надежде вымолить или выкупить свободу для сына. Так заканчивается рассказ. Нам же показалось, что это только начало длинного долгого пути по дорогам родной страны, что трагедия сына — это только повод для путешествия в сторону исследования души русского человека. Вывести историю на эпический уровень, уровень притчи, сказки показалось уместной и интересной задачей. Именно поэтому в спектакле парадоксальным образом появились стихотворения главного русского абсурдиста XIX века Козьмы Пруткова, фрагменты сочинений Николая и Елены Рерих, в частности, из “Этики Сердца”. У Шукшина эпичность, широта тоже есть — есть и во многих рассказах, и, конечно, в романах. Проблема русского характера, мучившая Шукшина, путь русского человека и судьба русской земли — драма, которой Шукшин изболелся. Каждая строчка у Шукшина пропитана болью, жаждой истины и любовью к простому человеку, надеждой на его счастливое будущее (тем, кто давно не читал первоисточник, настоятельно рекомендую)».
При создании сценария спектакля использованы рассказы Василия Шукшина: «Материнское сердце», «Осенью», «Нечаянный выстрел», «Забуксовал», «Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту», «Далекие зимние вечера», «На кладбище», «Залётный», тексты Николая и Елены Рерих и стихотворения Козьмы Пруткова.
В постановке занято несколько поколений артистов БДТ, от народных — до студентов мастерской Андрея Могучего: Нина Усатова, Андрей Феськов, Виктор Княжев, Григорий Чабан, Юлия Дейнега, Дмитрий Воробьев, Анатолий Петров, Сергей Лосев, Евгений Чудаков, Юрий Ицков (артист театра на Васильевском), Мария Лаврова, Александр Ронис, Ольга Ванькова, Геннадий Блинов, Марьяна Карпова, Никита Васильев (студент мастерской А. Могучего) и многие другие артисты БДТ.
Фото С. Левшин
Исполнители
В главных ролях: народная артистка России Нина Усатова
Андрей Феськов
Виктор Княжев
Григорий Чабан
В ролях:
Виктор Алеев
Ольга Ванькова
заслуженный артист России Дмитрий Воробьёв
Руслан Барабанов
Геннадий Блинов
Владимир Богданов
Виктор Бугаков
Никита Васильев
Алексей Винников
Сергей Галич
Юлия Дейнега
Елизавета Дороничева
Денис Зыков
народный артист России Юрий Ицков (артист Театра на Васильевском)
Марьяна Карпова
Иван Кандинов
Вадим Колпаков
Александр Кононец
Глафира Лаврова
заслуженная артистка России Мария Лаврова
заслуженный артист России Сергей Лосев
Демид Мартиросян
Варвара Павлова
заслуженный артист России Анатолий Петров
Александр Ронис
Эльдар Сафиканов
Дмитрий Смирнов
Михаил Солошенко
Евгений Соляков
заслуженная артистка России Екатерина Толубеева
заслуженный артист России Евгений Чудаков
Антон Шварц
Диана Шишляева
Елена Ярема
Продолжительность спектакля – 4 часа 20 минут с двумя антрактами.
Спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет.
В основе спектакля рассказы Шукшина. И если Вы идете в надежде лицезреть через игру актеров таких родных и хрестоматийных шукшинских героев, то безусловно Вы их увидите. Но чтобы так, где правда, боль, слёзы, чувства на разрыв, по-шукшински, то я этого не увидела, игра некоторых актеров мне показалась сырой.
Встряску мозг получил от введения в постановку рассказчика в образе омерзительного черта, мельтешащего на протяжении спектакля (претензий к игре актера нет, она великолепна). Черт раздражал, временами нервировал. Кто это: злой дух, Чичиков, а может сам Шукшин? Так или иначе использование таким образом сатирического приема режиссером понятно. Другое дело нужно ли иронизировать, уместно ли в этой постановке, одобрит и примет ли зритель? Точно не каждый.
Разрыв шаблонов случился в третьем акте. Ленин и буддисты... Что это? Надо полагать сон Авдотьи, не иначе. Конечно, некоторые зрители найдут рациональное зерно в данном режиссёрском замысле. Но если мы говорим о Шукшине, то лично для меня это не Шукшин, это нечто другое. Это взгляд режиссера через рассказы Шукшина на нашу жизнь, время, в котором мы живем сегодня.
И еще вопрос к гримерам. Носы ужасны, особенно на большом экране, того и гляди, отвалятся.
Работа проделана большая, спектакль рекомендую, но он не для всех.
Р.S. А. Могучий- мощь в своем «Губернаторе»! Рекомендую сходить именно на эту постановку.